Повторение и обобщение по теме «Союз» - Союз в предложении и тексте - Предлог

Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя

Повторение и обобщение по теме «Союз» - Союз в предложении и тексте - Предлог

Цели урока: 1) обобщить сведения по теме «Союз»; 2) закрепить орфографические и пунктуационные умения, сформированные в ходе изучения темы «Союз»; 3) совершенствовать умение проводить морфологический разбор союза.


I. Союз как часть речи. Правописание союзов (повторение и обобщение)

Предложим семиклассникам выслушать сообщения отдельных учащихся о союзе как части речи (упражнение 791), задать вопросы и внести необходимые дополнения и коррективы в высказывания отвечающих. После этого проверим выполнение упражнения 776, попросим записать один-два примера, составленных отдельными учащимися, и провести морфологический разбор выписанных из этих примеров союзов.

После этого попросим учеников выполнить следующие задания.

Задание 1. Запишите текст под диктовку, объясняя постановку знаков препинания и выбор написания союзов. После записи каждого предложения составляйте его схему.

Илюша всегда был уверен, что собаки умные, как люди. Собака – друг человека! Это любимое высказывание Илюши, потому что его лучший друг - пёс Верный. С ним мальчик старается не расставаться ни в течение дня, ни даже ночью. Несмотря на то что Верный, как человек, иногда тихонько похрапывает во сне, Илья каждый вечер расстилает его коврик рядом со своей кроватью. Когда собака просыпается ночью, она поднимает большую морду и подолгу смотрит, как спит её маленький хозяин. Наверное, ей хочется, чтобы он проснулся и сказал что-нибудь, но она ни за что не потревожит его сон. Зато утром Верный настойчиво будит Илью. Собака то тихонько тянет зубами одеяло, то лижет хозяину щёки, пока он не проснётся. Так начинается каждый новый день!

Задание 2. Выпишите из текста составные союзы и проведите их морфологический разбор.

Задание 3. Перечислите группы союзов по употреблению и назовите состав каждой группы. Выпишите из текста повторяющиеся союзы и проведите их морфологический разбор.

Задание 4. Найдите в тексте предложения, в которых использован противительный союз. Объясните, какую синтаксическую роль выполняет этот союз в каждом из предложений.

Задание 5. Прочитайте предложения со сравнительным оборотом. Объясните, с какой целью они используются в тексте.

Задание 6. Найдите в тексте предложение, в котором придаточная часть присоединяется с помощью союзного слова, и подчеркните это слово как член предложения.

Задание 7. Проведите синтаксический разбор предпоследнего предложения текста.


II. Союзы и союзные слова (повторение – задания на с. 138, упр. 787 (1))

Попросим учащихся составить и записать предложения с приведёнными во втором задании относительными местоимениями и наречиями и подчеркнуть их как члены предложения.

После этого проводим совместную работу с упражнением 787 (1). Важно, чтобы ребята поняли, что слово когда в приведённой под цифрой 1 конструкции будет выступать в роли союзного слова, так как указывает на время действия в предикативной части, которая отвечает на вопрос о чём?, и выполняет роль обстоятельства времени. Ещё раз обратим внимание учеников на то, что в шестом предложении текста (см. этап II урока) использован грамматический омоним наречия когда – союз когда, так как на вопрос когда? даёт ответ не отдельное слово, а вся предикативная часть. Рекомендуем учащимся составить и записать два сложноподчинённых предложения с придаточной частью, которая присоединяется с помощью союза когда.


Д. з.: упр. 790 с дополнительным заданием: провести синтаксический разбор шестого предложения текста.

Резерв – упр. 787 (2).






Для любых предложений по сайту: [email protected]