Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя
Виды предложений - Грамматика: морфология и синтаксис - Синтаксис
Цели урока: 1) повторить сведения о видах предложений и тренировать учащихся в их синтаксической характеристике; 2) тренировать учащихся в проведении орфографического анализа текста; 3) совершенствовать умение письменно выражать своё впечатление от картины.
I. Виды предложений. Интонация (задания на с. 70, упр. 178, 179)
Подводя семиклассников к работе с заданиями на с. 70, попросим их ответить на следующие вопросы.
• Какие разделы лингвистики вам известны?
• Назовите разделы лингвистики, которые составляют грамматику.
• Что изучает морфология?
Чтобы облегчить ученикам слабого класса работу с заданием 2 на с. 70, предоставим им возможность воспользоваться следующей таблицей.
Виды словосочетаний
по характеру главного слова
|
по способу подчинительной связи
|
Попросим ребят привести свои примеры словосочетаний разных видов или охарактеризовать следующие словосочетания: тихий голос, стоять за штурвалом, очень хорошо.
Затем организуем фронтальный опрос.
· Назовите виды предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по количеству грамматических основ.
· На какие виды делятся простые предложения по наличию главных членов?
· Какие виды односоставных предложений вам известны?
· Какие виды предложений выделяют по наличию второстепенных членов?
· Чем может быть осложнена структура простого предложения?
· На какие виды делятся сложные предложения по средствам связи его частей?
· Назовите виды союзных предложений.
· Дайте синтаксическую характеристику предложения Книги, изданные Иваном Фёдоровым, ценятся, как величайшие сокровища.
Попросим семиклассников подумать над вопросом, поставленным в упражнении 178, а затем на примерах упражнения 179 понаблюдать за использованием интонации для передачи смысла предложений в зависимости от цели высказывания и привести свои примеры, показывающие, как при изменении интонации меняется высказывание.
II. Предложения односоставные и двусоставные (упр. 182, 185 (1))
Предложим учащимся заполнить пропуски в предварительно подготовленной на доске таблице.
Виды предложений по наличию главных членов
… |
… |
|
с одним главным членом - подлежащим |
… |
|
В процессе анализа первых двух примеров из упражнения 182 обратим внимание учеников на то, что глаголы, используемые в качестве сказуемых односоставных предложений, указывают на определённое лицо и не требуют использования при себе подлежащего. При анализе двух последующих примеров укажем на обобщенное значение глаголов, выступающих в роли сказуемых. Подчеркнём, что в предложениях 1 – 4 используются личные формы глаголов. По своему усмотрению учитель может сообщить, что предложения 1, 2 являются определённо-личными, а 3, 4 – обобщённо-личными.
После этого учащиеся анализируют примеры безличных предложений. Важно, чтобы в своих ответах они отметили, что использованные в роли сказуемых безличных предложений глагольные формы не содержат значения лица и что при сказуемых, выраженных безличными глаголами, не может быть подлежащего.
Попросим учеников выписать из упражнения 185 сначала предложения с одним главным членом-подлежащим, а затем – предложения с одним главным членом-сказуемым.
III. Сочинение-миниатюра (упр. 186)
После того, как ребята составят высказывания в соответствии с заданием 1 упражнения 186, предложим им самостоятельно поработать с текстом, восстанавливая его орфографическую целостность и обозначая графически условия выбора написания слов, указывая проверочные слова. Рекомендуем в случае затруднения в выборе написаний адресовать вопросы одноклассникам или учителю. Затем учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют работы друг друга.
Предоставим семиклассникам возможность после выразительного чтения восстановленного текста самостоятельно письменно изложить своё впечатление от картины, и прочитать их одноклассникам (по желанию).
Д. з.: 1) упр. 185 (2), 2) упр. 171; 2) индивидуальное задание – упр. 177.
Резерв – упр. 180, 181, 183.