Простое осложнённое предложение - Грамматика: морфология и синтаксис - Синтаксис

Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя

Простое осложнённое предложение - Грамматика: морфология и синтаксис - Синтаксис

Цели урока: 1) повторить сведения о членах, осложняющих структуру и семантику простого предложения, вводных словах и обращениях; 2) тренировать учащихся в проведении пунктуационного анализа простых осложнённых предложений; 3) совершенствовать умение проводить частичный стилистический, типологический и смысловой анализ текста.


I. Виды предложений (повторение – проверка домашнего задания)

Предложим учащимся рассказать о видах предложений и провести устный синтаксический разбор двусоставного предложения из упражнения 185, а затем послушать сообщение ученика, подготовившего в качестве индивидуального задания упражнение 177 и записать подобранные им в произведениях художественной литературы примеры сложных предложений.


II. Простое осложнённое предложение (упр. 187, 190, 194, 195)

Попросим семиклассников рассказать, чем может быть осложнена структура простого предложения.

Ученики сильного класса приведут и запишут свои примеры простых осложнённых предложений. В слабом классе учитель по своему усмотрению может провести объяснительный диктант.

Задание.

1. Запишите под диктовку простые предложения, объясните, чем осложнена их структура и семантика.

Один моряк, покинув порт, на лодке в море вышел (В. Левин).

2. На основе проделанной работы сделайте вывод, чем может быть осложнено простое предложение.

Учебная игра. Предложим семиклассникам перечислить союзы, которые используются для присоединения сравнительных оборотов, а затем поучаствовать в конкурсе на самое яркое в отношении использованных выразительных средств предложение со сравнительным оборотом, составленное на основе фотоколлажа в упражнении 187.

Попросим ребят вспомнить, какие знаки препинания используются в предложениях, осложнённых однородными членами с обобщающим словом при них, и выбрать из упражнения 190 лексический материал для составления предложений по следующим схемам: [O: O и O, O и O]. [O, и O, и O, и O, и O - O]. [O: O, O, O, O и O]. [ и O, и O, и O, и O - O].

Выполнив упражнение 194, учащиеся должны сделать вывод о том, что существительные в именительном падеже могут использоваться в предложении как в роль его члена – подлежащего (или сказуемого), так и в роли обращения, которое членом предложения не является.

По своему усмотрению учитель может рекомендовать ребятам сначала подготовить высказывание по таблице в упражнении 195 (задание 2) с приведением соответствующих примеров, а затем распределить вводные слова в зависимости от их значения по графам таблицы.


III. Пунктуационный анализ текста (упр. 199)

Учащиеся поочерёдно читают предложения из текста в упражнении 199 и проводят их устный пунктуационный анализ.

В слабом классе дадим учащимся образец устного анализа каждого предложения, например: «Страна, в которую пришли в давние времена славяне, была богата лесами. Это сложноподчинённое предложение. Главная часть – Страна была богата лесами, её грамматическая основа - страна была богата, придаточная часть – в которую пришли в давние времена славяне, её грамматическая основа – пришли славяне. Придаточное предложение присоединяется к подлежащему главной части союзным словом в которую (Страна (какая?), в которую пришли в давние времена славяне). Перед союзным словом и в конце придаточной части ставим запятую».

В процессе обсуждения стиля и типа речи текста (задание 2) подведём семиклассников к примерно следующим высказываниям: «Это текст научно-популярного (научно-художественного) стиля, так как автор ставит задачу информировать читателей о значении леса в жизни древних славян и делает это в доступной для восприятия неподготовленным читателем форме. Автор стремится заинтересовать читателя, поэтому, сообщая информацию научного характера, делает высказывание более выразительным и эмоциональным с помощью средств художественной речи, например эпитетов (непроглядные и непроходимые лесные дебри, лютый мороз), олицетворений (листва… противится солнечным лучам, лес кормил и лечил); цитирования пословицы древних славян (Ходить в лесу – видеть смерть на носу).

Текст построен в форме рассуждения с элементами описания. Тезис о том, что страна славян была богата лесами, автор подкрепляет художественным описанием хвойных и лиственных лесов. Вторая часть текста представляет собой рассуждение о пользе, которую приносил древним славянам лес.

Автор текста стремился донести мысль о том, что благодаря использованию лесных богатств наши предки обрели жилище, обувь, одежду, пищу и даже лекарства – всё необходимое для жизни. Возможный заголовок – "Надёжный защитник"».

В случае затруднения учащихся в подборе синонимов к существительному защитник поможем им в этой работе: защитник – заступник, покровитель.


Д. з.: 1) на выбор: упр. 191, 184 или 197; 2) индивидуальное задание – упр. 192.

Резерв – упр. 188, 189, 193.

Предоставим учащимся возможность выбрать из упражнения 188 три группы слов и использовать их для конструирования предложений с однородными сказуемыми, выраженными глаголами в изъявительном, условном и повелительном наклонении.






Для любых предложений по сайту: [email protected]