Слитные, раздельные и дефисные написания - Орфография - Правописание морфем

Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя

Слитные, раздельные и дефисные написания - Орфография - Правописание морфем

Цели урока: 1) проверить орфографические умения учащихся по теме «Правописание н и нн в прилагательных и причастиях», 2) повторить и обобщить правила слитного и раздельного написания не с разными частями речи и правила слитного и дефисного написания сложных слов.


I. Правописание н и нн в прилагательных и причастиях (проверка домашнего задания, самостоятельная работа)

Предоставим слово учащимся, работавшим дома с индивидуальным заданием (упражнение 243), и проследим, чтобы они в своих ответах отметили, что глагольные формы в каждой из приведённых в упражнении пар различаются морфемным составом и морфологическими признаками: первая глагольная форма каждой пары – это форма повелительного наклонения множественного числа, и показателями значения наклонения и числа являются суффикс и окончание -те соответственно, вторая форма пары – форма изъявительного наклонения второго лица единственного числа, и эти значения выражаются окончанием -ете. В качестве орфографических и фонетических отличий ученики должны указать на орфограмму в корне первой глагольной формы каждой пары (в форме колѝте безударный гласный [о] обозначен буквой о, в форме поддержѝте безударный гласный [и] обозначен буквой е) и орфограмму в личном окончании второй глагольной формы каждой пары (безударный гласный [и] обозначен буквой е в глаголах I спряжения колете и вспашете и буквой и – в форме поддержите). Попросим отвечающих продиктовать одноклассникам составленные дома предложения с соответствующими формами и объяснить написание этих форм.

Проведём объяснительный взаимодиктант: предложим ученикам поочерёдно диктовать подобранные в соответствии с заданием 1 упражнения 238 примеры одноклассникам для записи и вносить коррективы в объяснения отвечающих.

После этого проведём самостоятельную работу.


Самостоятельная работа

Задание 1. Запишите под диктовку словосочетания.

Асфальтированная улица, кипячёное молоко, неслыханная щедрость, повалено ветром, безветренная погода, кожаные ботинки, кипячённое в кастрюльке, путаный ответ, непаханое поле, ветреный день, спутанные волосы, ветряная мельница, вспаханная полоса, взвешенное решение, развешанное бельё.

Задание 2. Запишите под диктовку предложения.

Склонившись над увядающими травами, шумит густой листвой печальная ива. Темнеют силуэты отражённых в зеркальной воде озера прибрежных кустов.

Задание 3. Проведите полный морфологический разбор причастия из первого (I вариант) и второго (II вариант) предложений.

Задание 4. Проведите полный синтаксический разбор первого (I вариант) и второго (II вариант) предложений.


II. Слитные, раздельные и дефисные написания (упр. 244, 245, 251, 252)

Внимательно прочитав текст в упражнении 244, учащиеся выделят его главную мысль: «Чтобы правильно передавать на письме содержание речи, необходимо чётко соблюдать границы слов, а для этого важно вдумываться в смысл высказывания».

В случае затруднения учащихся при составлении устного высказывания по теме упражнения 245, предложим им воспользоваться схемой из упражнения 251. В слабом классе по своему усмотрению учитель может продиктовать готовые примеры и помочь учащимся сделать соответствующие обобщения, например: не различаем, не различая; недотрога, не парта, неприятель; не приятель, а противник; ненастный, не железный, неприятный, далеко не приятный; не приятный, а отталкивающий; невесело, ничуть не весело; не весело, а грустно; нечто, нечего, не с чем; юго-западный, бледно-розовый, шахматно-шашечный, древнерусский.

Восстанавливая деформированный текст из упражнения 252, ученики проводят его подробный устный орфографический анализ.


Д. з.: 1) на выбор: упр. 246, или 248, или 250; 2) упр. 253; 3) индивидуальные задания – упр. 247, 249 (см. Примечание).

Примечание. Упражнение 249 предложим подготовить двум-трём ученикам, рекомендовав подобрать 7 – 10 примеров.






Для любых предложений по сайту: [email protected]