Правописание не с причастиями - Орфография - Правописание морфем

Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя

Правописание не с причастиями - Орфография - Правописание морфем

Цель урока: формировать представление о написании не с причастиями и умение использовать правильный способ действия при определении слитного или раздельного написания не с полными и краткими формами причастий.


I. Слитные, раздельные и дефисные написания (повторение – проверка домашнего задания, упр. 254, 255)

Предоставим возможность желающим сделать сообщения по темам заданий по выбору (упр. 246, 248, 250), а затем предложим выслушать ученика, работавшего с упражнением 247 (индивидуальное задание).

После этого попросим учеников, подобравших примеры на орфографические правила, связанные с правописанием сложных существительных и прилагательных (упражнение 249 – индивидуальное домашнее задание), продиктовать словосочетания или предложения одноклассникам и в случае необходимости внести коррективы и дополнения в их ответы.

Учебная игра. Проведём работу с упражнением 254 в форме игры «Аукцион». Победителем будет признан тот ученик, который последним назовёт существительное, которое без не не употребляется.

Другая форма работы с заданием 2 упражнения 254 – запись приведённых отдельными учениками или продиктованных учителем слов (например небрежность, невидимка, небылица, невежество, невидаль, негодование, неумение, нелепость, ненависть, необходимость, необычайность, неожиданность, неотразимость, неряха, невежа, невежда и т. д.) в составе словосочетаний.

В слабом классе для работы с упражнением 255 предложим слова для справок (слова даём не по порядку): извилистый (ручей), мелкий (пруд), сладкий (сироп), редкий (кустарник).


II. Правописание не с причастиями

После внимательного чтения текста на с. 100 по своему усмотрению учитель может организовать совместную работу по составлению алгоритма действий для определения написания не с причастиями.


Правописание не с причастиями


Краткое или полное причастие?

Краткое

Пишем раздельно

Полное

Употребляется без не?

Нет

    

Пишем слитно

Да

    

Есть зависимые слова?

                                       

Да

      

Пишем раздельно

Нет

      

Есть противопоставление?

                                                       

Да

      

Пишем раздельно

Нет

      

Пишем слитно


Действуя по алгоритму, учащиеся выполняют упражнения 256 и 259.

Поможем учащимся при обсуждении задания 1 упражнения 257 понять, что при появлении у причастия с не зависимых слов значение отрицания, выражаемое частицей не, распространяется на весь причастный оборот, поэтому изменяются условия написания этой частицы с причастием.

Материал упражнения 258 позволяет отработать умение учащихся создавать условия для слитного и раздельного написания не с причастиями.


Д. з.: 1) пересказ текста на с. 100; 2) упр. 260 (1-3); 3) по желанию - упр. 260 (4).






Для любых предложений по сайту: [email protected]