Постановка знаков препинания перед союзом и. Предложения с прямой речью - Пунктуация - Правописание морфем

Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя

Постановка знаков препинания перед союзом и. Предложения с прямой речью - Пунктуация - Правописание морфем

Цели урока: 1) совершенствовать умение учащихся проводить пунктуационный анализ сложносочинённых предложений и простых предложений, осложнённых однородными членами; 2) повторить и расширить сведения о пунктуационном оформлении предложений с прямой речью и тренировать учащихся в применении этих сведений на письме.


I. Предложения с обособленными членами (повторение – проверка домашнего задания, упр. 277)

Предоставим возможность сделать сообщения учащимся, выполнившим упражнения 273 и 275 (по желанию), а затем выслушаем ученика, подготовившего в качестве индивидуального задания упражнение 276, и попросим его продиктовать одноклассникам два-три предложения с использованием вводных слов и объяснить их значение, а также интонационные и пунктуационные особенности.

Рекомендуем ученикам сопровождать запись текста из упражнения 277 подробными объяснениями выбора написания и постановки знаков препинания.

После выразительного чтения восстановленного искусствоведческого текста предложим ученикам слабого класса перечитать его, заменяя местоимения 1-го лица местоимениями 3-го лица, а затем подготовить пересказ (задание 2).

В сильном классе усложним задание 3: попросим ребят использовать в составе предложений обособленные члены.


II. Постановка знаков препинания перед союзом и (упр. 278 (1))

Проследим, чтобы учащиеся грамотно выстраивали ответы при пунктуационном анализе сложносочинённых предложений и простых предложений, осложнённых однородными членами. В слабом классе предложим ребятам образец ответа: «1. Пахнет липа душистая мёдом, и шумит полный сумрака лес. (Н. Греков) Это предложение сложное, состоит из двух частей. Грамматическая основа первой части -- липа пахнет, грамматическая основа второй части -- лес шумит. Это сложносочинённое предложение, его части соединены сочинительным союзом и, перед которым ставим запятую. 2. Ветер осенний в лугах поднимается, шумно по чащам идёт, мёртвые листья срывает и весело в бешеной пляске несёт. (И. Бунин) Это простое предложение, осложнённое однородными сказуемыми: ветер (что делает?) поднимается, идёт, срывает и несёт. Первые три члена ряда связаны только интонацией перечисления, поэтому мы разделяем их запятыми, последний член ряда присоединяется с помощью интонации и одиночного союза и, перед которым запятую не ставим».


III. Предложения с прямой речью (упр. 281, текст на с. 111, упр. 282)

Конкурс. Предоставим учащимся время для выполнения упражнения 281, а затем проведём конкурс на самое интересное по содержанию (смешное, познавательное и т. д.) предложение, составленное в соответствии с приведёнными в упражнении схемами.

Учащиеся внимательно читают текст на с. 111 и после выразительного чтения и обсуждения содержания текста в упражнении 282 (задание 1) выписывают предложения, соответствующие указанным в задании 2 схемам, и объясняют постановку знаков препинания.

Учащимся сильного класса предложим записать предложения, соответствующие схемам, под диктовку, а затем проверить свои записи по учебнику.

В процессе обсуждения содержания текста Феликса Кривина поможем учащимся понять, что заголовок текста соответствует его содержанию, поскольку автор использует прилагательноенаучный не в прямом его значении: автор выражает ироническое отношение к высказываниям участников спора, употребляя это прилагательное в значении, противоположном буквальному (ирония – «отрицание под видом утверждения»).


Д. з.: 1) упр. 278 (2); 2) упр. 279 (1); 3) по желанию – упр. 280; 4) индивидуальное задание – упр. 283.

Резерв – упр. 279 (2).






Для любых предложений по сайту: [email protected]