Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя
Изложение с творческим заданием - Пунктуация - Правописание морфем
Цели урока: 1) тренировать учащихся в подробном изложении текста художественного стиля; 2) совершенствовать умение создавать описание и рассуждение.
I. Подготовка к написанию изложения (упр. 284)
Учащиеся выразительно читают текст В. Сухомлинского, определяют его тему («Этот текст о том, как маленький мальчик научился понимать и беречь красоту») и идею («Слово помогает нам осознавать красоту окружающего мира, и это осознание не позволяет наносить ей вред»), называют возможные заголовки, например «Растите, ландыши!».
Один из возможных вариантов плана текста может быть таким.
I. Рождение ландыша.
II. Сохранение красоты.
1. Первое желание.
2. Очарованность красотой.
3. Спасительное слово.
II. Подробное изложение текста с творческим заданием
Обсудим с учащимися, в какую часть текста может быть включено описание ландыша, и подведём их к мысли о том, что это уместно сделать после первой части, так как в микротемах второй части описывается прежде всего душевное состояние мальчика и описание ландышей даётся через его восприятие и восприятие рассказчика. Посоветуем ребятам при составлении описания использовать иллюстрацию к тексту, помещённую на с. 112.
После этого предложим внимательно перечитать задание упражнения и вынесем его вторую часть на доску. Предоставим учащимся возможность прочитать текст, запоминая использованные автором лексические и синтаксические средства, а также особенности его орфографического и пунктуационного оформления.
Ученики закрывают учебники и выполняют задание упражнения.
Д. з.: упр. 285.