Синтаксические средства выразительности (продолжение) - Языковые средства выразительности - Текстоведение

Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя

Синтаксические средства выразительности (продолжение) - Языковые средства выразительности - Текстоведение

Цели урока: 1) отрабатывать умение определять стилистическую роль синтаксических средств в художественном тексте; 2) тренировать орфографические и пунктуационные умения учащихся; 3) проверить умение выявлять языковые средства выразительности, использованные в художественном тексте.


I. Синтаксические средства выразительности (продолжение – проверка домашнего задания, упр. 441 (1), 445)

Предложим одному из учеников рассказать о синтаксических средствах выразительности, а затем выслушаем по одному сочинению-миниатюре по каждой из предложенных для работы дома тем (упр. 440, 442, 444, 446 (4), 447) и попросим ребят назвать использованные в творческих работах языковые средства выразительности.

После этого ребята выразительно читают текст К. Паустовского и проводят лингвистический эксперимент: преобразовывают предложение, представляющее собой риторическое восклицание, в невосклицательное -- Много превосходных слов существует в русском языке для так называемых небесных явлений. Сопоставление двух конструкций подведёт к выводу о том, что риторическое восклицание выражает восхищение автора множеством существующих в русском языке слов, которые описывают небесные явления, и, таким образом, передают соответствующий эмоциональный настрой читателю, вызывая интерес к этим словам.

По своему усмотрению в процессе анализа стихотворного текста из упражнения 445 в сильном классе учитель может назвать термин, обозначающий повторение начальной части речевых единиц, в данном случае стихотворных строк - анафора (единоначатие).

В слабом классе акцентируем внимание учащихся на том, что относительное местоимение который выступает в роли союзного слова, присоединяя придаточное предложение, и соотносится по смыслу с определяемым словом, согласуясь с ним в роде и числе (пастуха (в м. р. ед. ч.)(какого?) который (в м. р. ед. ч.) бранится с коровницей строгою). Так как в придаточном предложении слово который выполняет роль подлежащего, оно стоит в форме именительного падежа. Чтобы ребята осмыслили синтаксическую роль относительного местоимениякоторый, предложим им прочитать отрывок из стихотворения, заменяя это местоимение существительным (или нерасчленимым словосочетанием), вместо которого оно использовано (Два петуха будят того пастуха, пастух бранится с коровницей строгою...). Попросим их определить синтаксическую роль использованных для замены слов и убедиться, что все они, за исключением существительного дом в последнем придаточном предложении, выполняют роль подлежащего, следовательно, и местоимение который, их замещающее, будет выполнять именно эту роль.


II. Разученный диктант с дополнительным заданием (упр. 448)

Попросим учащихся выразительно прочитать отрывок из повести «Лес и степь» И. С. Тургенева и прокомментируем расстановку знаков препинания в предложениях этого текста, демонстрируя, какая интонация соответствует каждому пунктуационному знаку при произнесении предложений. После этого предложим ученикам провести орфографический анализ текста по следующему плану.

1. Выпишите из текста слова с орфограммой «Гласная в корне с чередованием» (на заре, ложится, блестит).

2. Выпишите слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением. Укажите проверочные слова или формы (бродить, зелёной, чертой, росистой, побелевшей, запахом, гречихи, вдали, стеной, алеет, свежо, жары, голова, конца).

3. Найдите в тексте слова с непроизносимой согласной в корне слова и запишите их в тетрадь (на солнце, чувствуется).

4. Запишите поморфемно использованные в тексте глаголы и причастия, объясняя вслух написание каждой морфемы (ис-пыт-а-л, брод-и-ть, лож-ит-ся, по-бел-е-вш-ей, раз-дви-н-ете, об-да-ст, на-коп-и-вш-им-ся, на-по-ён, сто-ит, блест-ит, ал-е-ет, чувств-у-ет-ся, круж-ит-ся). Назовите личную форму глагола, использованную в безличном значении.

После этой части работы предоставим семиклассникам возможность перечитать текст про себя, нацелив их на запоминание написаний сложных в орфографическом отношении слов и особенностей пунктуационного оформления предложений, а затем проведём самостоятельную работу.


Самостоятельная работа

Задание 1. Запишите текст под диктовку.

Задание 2. Укажите название использованных в тексте упражнения 448 тропов и выпишите из текста ещё по одному примеру каждого тропа.

Росистой (траве) –

Стеной (стоит дубовый лес) –

Мёдом гречихи и «кашки» -

Задание 3. Перечислите известные вам синтаксические средства выразительности. Выпишите из текста два примера использования синтаксических средств выразительности и укажите название этих средств.


Д. з.: 1) упр. 441 (2); дополнительное задание – провести синтаксический разбор предложения из четвёртого абзаца; 2) упр. 449.






Для любых предложений по сайту: [email protected]