Общее содержание, композиционные особенности и основные средства оформления текстов-рассуждений - Рассуждение как тип речи - Текстоведение

Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя

Общее содержание, композиционные особенности и основные средства оформления текстов-рассуждений - Рассуждение как тип речи - Текстоведение

Цели урока: 1) повторить и расширить сведения учащихся о рассуждении как типе речи; 2) развивать умение проводить типологический анализ текста-рассуждения; 3) тренировать в создании устных и письменных высказываний, соответствующих типу речи рассуждение.


I. Рассуждение как тип речи (вопросы и задания на с. 176 – 177, упр. 450, 451)

В сильном классе предоставим учащимся возможность в течение 5–7 минут самостоятельно составить план текста на с. 176 – 177 (последнее задание перед текстом). В слабом классе организуем совместную работу: ученики прочитывают каждую из основных частей и предлагают для обсуждения свои обозначения пунктов плана. По своему усмотрению учитель может потренировать учащихся в составлении сложного плана, который в итоге может быть примерно таким:

I. Рассуждение как тип речи.

1. Содержание рассуждения.

2. Вопрос к тексту-рассуждению.

3. Разновидности рассуждения. Особенности композиции.

II. Композиция рассуждения.

1. Тезис:

а) содержание тезиса;

б) средства связи тезиса с доказательством.

2. Доказательство:

а) средства связи аргументов;

б) использование примеров.

3. Вывод:

а) содержание вывода;

б) средства связи вывода с доказательством.

III. Стиль рассуждения.

Порекомендуем учащимся использовать составленный план при выполнении задания после текста (домашняя работа).

Важно, чтобы в процессе типологического анализа текста упражнения 450 семиклассники осмыслили, что главная мысль текста – «Существование на земле вулканов обеспечивает людям возможность получать представление о том, что происходит в глубоких слоях земной коры» – и является тезисом, выраженном во втором предложении.

На материале упражнения 450 ученики могут выполнить следующие задания (два-три по выбору учителя).

1. Проведите орфоэпический разбор слова сейчас.

2. Выпишите из текста причастия, укажите их морфемный состав и постоянные морфологические признаки.

3. Выпишите из третьего предложения текста местоимение и проведите его морфологический разбор.

*4. Запишите последнее предложение текста и укажите части речи, которые выполняют роль его членов.

5. Из первого предложения текста выпишите словосочетания и назовите использованный в них способ подчинительной связи.

6. Запишите предпоследнее предложение текста и проведите его синтаксический разбор.

7. Выпишите из текста предложения с обособленным определением, выраженным причастным оборотом, составьте его схему.

В слабом классе для доказательства того, что текст упражнения 451 является рассуждение, предложим воспользоваться основой, например: «Этот текст – рассуждение, так как автор стремится доказать мысль о том, что ... . Эта мысль выражена в ... предложении текста, который является тезисом и составляет ... часть текста.

Вторая часть текста – это ... . Для доказательства тезиса автор использует следующие аргументы: ... . При переходе к доказательству использовано выражение ... .

Вывод содержится в ... части текста и связан с доказательством посредством слов ...».


II. Свободный диктант с творческим заданием (сочинение-миниатюра) (упр. 452)

Проследим, чтобы в процессе анализа содержания и композиции текста К. Паустовского учащиеся отметили, что главная мысль, выраженная в первом предложении, является тезисом рассуждения. По своему усмотрению учитель может указать, что в подтексте заложена следующая мысль: часто людям мешает воплотить в жизнь задуманное именно отсутствие уверенности в своих силах.

Важно, чтобы ученики поняли, что параллельная связь предложений в данном тексте способствует усилению тезиса: каждый последующий аргумент, подтверждающий тезис, воспринимается читателем как всё более весомое доказательство главной мысли. Обратим особое внимание ребят на важную роль приёма анафоры – единоначатия: каждое предложение, содержащее тезис, начинается с сочетания «он может», этот многократный повтор усиливает представление о богатстве возможностей, которые дарит людям уверенность в собственных силах.

После проведённого совместно анализа текста учитель по своему усмотрению может провести на материале упражнения свободный диктант: учитель диктует текст по абзацам (каждый абзац – один раз), а семиклассники при записи текста имеют возможность заменить отдельные слова и сочетания слов близкими по значению, стремясь передать основное содержание каждого абзаца.

По своему усмотрению по окончании этой части работы учитель может предоставить ученикам возможность самостоятельно проверить запись по учебнику, исправить ошибки, внести необходимые дополнения и оценить свою работу.

Затем учащиеся дополняют записанный текст двумя-тремя предложениями в соответствии с заданием 2 упражнения.


Д. з.: 1) задание на с. 177; 2) упр. 454.






Для любых предложений по сайту: [email protected]