Типы речи и их сочетание в тексте (продолжение) - Сочетание разных типов речи в тексте - Текстоведение

Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя

Типы речи и их сочетание в тексте (продолжение) - Сочетание разных типов речи в тексте - Текстоведение

Цели урока: 1) совершенствовать умение составлять устные и письменные описания и рассуждения; 2) отрабатывать умение учащихся сохранять языковые особенности и типологическую структуру текста с сочетанием разных типов речи при его письменном изложении.


I. Сочетание типов речи в тексте (продолжение – проверка домашнего задания, упр. 477)

В том случае, если отдельным ученикам предлагалось в качестве индивидуального задания упражнение 471, попросим их высказаться по теме упражнения, раскрывая содержание указанных учителем на предыдущем уроке пунктов. Предложим учащимся, работающим на местах, оценить ответы одноклассников с точки зрения соответствия содержания фрагментов текста заданному типу речи, а также требованиям ясности и точности изложения. Попросим ребят подумать, можно ли считать прозвучавшие от лица разных учеников фрагменты частями одного текста, и обосновать свою точку зрения.

Предоставим семиклассникам возможность высказаться по теме задания 1 упражнения 477, а затем попросим выразительно прочитать и озаглавить приведённый в этом упражнении текст.

Распределим задание по вариантам: I вариант готовит устное высказывание по первому плакату, II вариант – по второму. Прежде чем учащиеся приступят к подготовке высказывания, попросим их сформулировать проблему, о которой они будут размышлять во второй части устного текста (проблема людей, оставшихся без крова; проблема бережного отношения к живой природе).


II. Письменного изложение текста с творческим заданием (упр. 470).

Предоставим учащимся возможность в течение двух-трёх минут повторить содержание текста Н. Носова, обращая внимание на использованные автором языковые средства создания функционально-смысловых типов речи. После этого попросим ребят закрыть книги и подробно изложить текст, сохранив его языковые особенности и типологическую структуру и развернув описание путём включения в него более подробного описания снегиря (-ей).

В сильном классе учитель по своему усмотрению может предложить дополнительные задания.

Задание 1. Письменно докажите, что первая часть предложенного для письменного изложения текста является описанием (I вариант), а вторая – повествованием (II вариант).

Задание 2. Напишите, какой тип речи вы использовали, отвечая на вопрос задания 1, и почему.


Д. з.: 1) на выбор – упр. 473, или 474 (письменно), или 475, или 478; 2) в сильном классе – упр. 476, в слабом классе индивидуальное задание – упр. 476; 3) задание перед текстом на с. 3 части 2 учебника.






Для любых предложений по сайту: [email protected]