Наречие как часть речи - Общее значение наречий и их употребление в речи - Текстоведение

Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя

Наречие как часть речи - Общее значение наречий и их употребление в речи - Текстоведение

Цель урока: 1) дать понятие о происхождении термина наречие; 2) повторить, расширить и обобщить сведения о наречии как части речи.


I. Типы речи (повторение – проверка домашнего задания)

Предоставим возможность желающим прочитать написанное дома по выбранной теме сочинение-миниатюру и кратко охарактеризовать типологические особенности своего текста. Затем предложим одному из учащихся сильного класса или ученику, подготовившему индивидуальное задание (в слабом классе), подробно пересказать текст о жизни и деятельности М. В. Ломоносова, о его вкладе в отечественную лингвистику и взглядах на грамматику и её роль в познании родного языка и других наук.

Чтобы проверить, как усвоена информация воспринятого на слух текста, предложим учащимся, работавшим на местах, ответить на следующие вопросы:

- Каков вклад М. В. Ломоносова в становление русской лингвистики?

- Какова, по оценке М. В. Ломоносова, роль грамматики в усвоении знаний?

- Какое определение дал грамматике основоположник русской лингвистики?

После этого ученики выполняют задание 2 упражнения 476, опираясь на письменный текст.


II. Общее значение и грамматические признаки наречий (эпиграф на с. 3, упр. 480 (частично), проверка устной части домашнего задания; текст на с. 3 – 4, упр. 481, 482).

Попросим семиклассников прочитать эпиграф к теме «Наречие» и высказать предположение, почему его автором была использована метафора «обломки далёкого прошлого». После этого учащиеся внимательно читают текст, приведённый в упражнении 480, и продолжают рассуждать на заданную эпиграфом тему. По своему усмотрению учитель может прочитать объяснение Льва Успенского, приведённое им в главе «Слова-ископаемые» книги «Слово о словах»:

«Наши наречия вообще являются любопытнейшим разрядом слов; их по праву можно назвать "живыми ископаемыми". Список русских наречий полон обломков далекого прошлого. Он напоминает, пожалуй, те каменные породы, в которых то целиком, то в виде кусков сохранились от давних эпох окаменелые останки древних животных и растений.

Вот несколько примеров этого любопытного явления.

Вы понимаете, как построено наречие "посредине"? Это сочетание предлога "по" с дательным падежом слова "середина" ("средина").

Так же образовались слова "поверху", "понизу".

Но скажите, от какого существительного образован дательный падеж в наречии "понаслышке"?

Никакого слова "наслышка" в нынешнем общерусском языке мы не знаем. Однако одно из двух: либо его кто-то придумал нарочно для того, чтобы, произведя от него дательный падеж, образовать нужное наречие, а само существительное выбросить вон (что, конечно, невозможно!), либо же такое слово - "наслышка" существовало когда-то и лишь позднее было забыто, потеряно нашим языком.

Наткнувшись на такой след древнего слова, языковед постарается отыскать и само слово где-нибудь в пыльных хартиях прошлого, в старинных рукописях и книгах.

Легко понять состав таких слов, как: на смех, назло, наудачу, потому что нам известны слова: смех, зло, удача.

Трудно разобрать состав таких слов, как: наспех, набекрень, наискосок.

Где вы найдете слова: спех, бекрень, искосок?

Не лишена интереса задача докопаться до происхождения этих пережитков прошлых эпох в жизни языка (не говоря уже о том, что такая работа весьма полезна)!

Любопытны и слова вроде: босиком, нагишом, кувырком, ничком.

Мы привыкли видеть в них неизменные и неизменяемые части речи, наречия, и только. Но попробуйте поставить рядом друг с другом такие близкие друг другу слова, как кувырком икубарем, нагишом и голышом, как сразу же возникает подозрение: да не прячутся ли за этим "неизменяемым" внешним обликом самые обыкновенные творительные падежи каких-то ныне уже позабытых, но существовавших когда-то существительных?»

Предложим учащимся определить вид рассуждения, представленного в тексте упражнения 480, и подведём их к мысли, что автор объяснял происхождение слова «наречие», используя в качестве аргументов к тезису о существовании этого слова в древнерусском языке сведения об одном из значений его этимологического корня и о происхождении названия слов этой части речи у древних римлян. На основании этих аргументов автор делает вывод о связи наречия с глаголом, которая была отмечена ещё учёными древности.

Задание письменно изложить текст (после повторного чтения) предложим в сильном классе. В слабом классе в зависимости от уровня подготовки попросим ребят составить по содержанию текста вопросы и задать их одноклассникам или ответить на вопросы учителя, например:

- Как долго существует слово наречие?

- Какой в этом слове этимологический корень?

- Какие значения имело слово речь в древнерусском языке?

- Какое слово в древнерусском языке имело значение «речь»?

- Как называли наречие древние римляне?

- Какой вывод позволяет сделать этимологический анализ слова наречие? (В чём древние учёные видели главное назначение глагола?)

По своему усмотрению учитель может помочь учащимся слабого класса сделать сообщение по теме задания на с. 3 (домашнее задание), предоставив им возможность использовать при ответе опорную запись, предварительно сделанную на доске, например:

Способы образования наречий

1. Дважды свистнуть, где-то научиться, сурово нахмуриться, искренне сопереживать, заговорщически подмигивать.

2. Подтянуть слева, поступить не по-товарищески, играть вчетвером, вывернуть наизнанку.

3. Никогда не унывайте, невесело усмехнуться, встретимся послезавтра.

4. Еле-еле дотянулся; разговаривал полушутя; мало-помалу привыкли, мимоходом заметил.

После этого можем потренировать зрительную память, а также орфографические умения учащихся. С этой целью проведём взаимодиктант: закроем запись на доске и попросим ребят по очереди вспомнить, назвать и записать те словосочетания, которые были записаны (словосочетания называются разными учениками по одному в произвольном порядке). Дополнительное задание: в процессе записи учащиеся ещё раз называют способ словообразования наречий. По окончании диктанта откроем запись на доске и предложим семиклассникам проверить свою работу.

Внимательно прочитав текст на с. 3 – 4, учащиеся отмечают сведения, которые не прозвучали в устных ответах и в течение минуты повторяют про себя вопросы наречия, после чего произносят их вслух, работая в парах.

Предоставим возможность ученикам прочитать текст упражнения 481 сначала про себя, определить чувства и ощущения, которые испытывает персонаж (наслаждение красотой природы, ощущение гармонии существования, приятная задумчивость, погружённость в светлый мир воспоминаний, мечтаний), а затем продемонстрировать выразительное чтение приведённого фрагмента.

Проведём совместную работу со второй частью задания 1 и ещё раз обратим внимание учащихся на то, что связь примыкание обеспечивается смысловым вопросом и такими грамматическими средствами, как интонация и порядок слов.

В процессе работы с упражнением 482 предложим семиклассникам вспомнить и перечислить разряды местоимений и привести примеры использования вопросительно-относительных местоимений и вопросительных наречий в роли союзных слов сложноподчинённых предложений.


Д. з.: 1) задания после текста на с. 4; 2) упр. 479.

Резерв – упр. 485.






Для любых предложений по сайту: [email protected]