Наречие как часть речи (продолжение) - Общее значение наречий и их употребление в речи - Текстоведение

Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя

Наречие как часть речи (продолжение) - Общее значение наречий и их употребление в речи - Текстоведение

Цель урока: 1) закреплять сведения о наречии как части речи; 2) тренировать учащихся в определении грамматических признаков наречий.


I. Общее значение и грамматические признаки наречий (повторение – проверка домашнего задания, упр. 483 (1))

Семиклассники делают сообщение по приведённому после текста на с. 3 – 4 плану (первое задание) и проводят устный анализ выписанных из текста наречий в соответствии со вторым заданием.

Выполнив задание 1 упражнения 483, учащиеся ещё раз отметят, что краткие прилагательные связаны предикативными отношениями с существительными или местоимениями, выполняющими в предложении роль подлежащего, и являются сказуемыми, тогда как наречия зависят от глагола-сказуемого или от прилагательного, существительного, другого наречия, выполняющих в предложении роль второстепенных членов, и являются обстоятельством. Важно, чтобы ученики указали также на то, что краткие прилагательные изменяются по числам, а в единственном числе – по родам (лицо непроницаемо, взгляд непроницаем, глаза непроницаемы), а наречие неизменяемо (приторно, печально пахло).

Предоставим ученикам возможность в течение одной-двух минут перечитать слова, словосочетания и предикативные основы, приведённые в орфографическом минимуме, а затем попросим их записать 12 – 15 словосочетаний (предикативных основ) под диктовку (по выбору учителя), например: по намеченному маршруту, лицо взволнованно, молодёжь эрудированна, интеллигентный труженик, христианская религия, усовершенствованный каталог, от перестроившегося подразделения, весёлая масленица, сосредоточенно разглядывал, с царствующей династией, доброжелательно беседующие, девушка талантлива и воспитанна, строящий дом, расстилающийся кругом, подразумеваемый контраст.

В качестве дополнительных предложим следующие задания.

Задание 1. Выпишите словосочетания, в состав которых входит наречие, и проведите их синтаксический разбор: укажите главное и зависимое слово, поставьте вопрос, составьте схему словосочетания. Назовите использованный в этих словосочетаниях способ подчинительной связи.

Задание 2. Запишите использованные в словосочетаниях наречия в составе словообразовательных пар, укажите способ и средства их образования.

Задание 3. Найдите в составе записанных словосочетаний прилагательные в краткой форме и выделите в них окончания.

Задание 4. Укажите морфемный состав использованных в составе словосочетаний причастий.


II. Морфологический разбор наречий (упр. 484 (устно), 486

Учащиеся выполняют первую часть задания 1 упражнения 484, демонстрируют выразительное чтение стихотворных строк и ещё раз делают вывод о том, что наречия называют обстоятельства (время, место, причину, цель), в которых происходит действие, указывают способ его совершения, меру и степень, в которой оно проявляется. Ограничим вторую часть задания 1: предложим учащимся доказать, что наречиями являются слова потом (отрывок 2) и подчас (отрывок 4).

Предложим семиклассникам назвать пять использованных в поэтических строках А. Пушкина наречий (упражнение 486) и провести морфологический разбор наречия направо.

В процессе рассмотрения словообразовательного гнезда существительного дом обратим внимание учащихся слабого класса, что это гнездо включает наречие домой, образованное от существительного дом суффиксальным способом с помощью суффикса -ой, наречие дома, образованное суффиксальным способом с помощью суффикса , наречие по-домашнему, образованное от прилагательного домашний приставочно-суффиксальным способом с помощью приставки по- и суффикса -ему, и наречие домовито, образованное от основы прилагательногодомовитый суффиксальным способом с помощью суффикса .

Результатом работы с заданиями упражнения будет следующая запись.

1) Дом → домашний → по-домашнему.

Дом → домовитый → домовито.

2) Дом → домой.

Дом → дома.

3) Дом → домашний → одомашнить → одомашнивать → одомашнивание.

Учебная игра. Кто больше? Отведём учащимся время (три-пять минут) на составление словосочетаний по фотоколлажу в упражнении 488, а затем проведём игру «Кто больше?»: представители разных команд (рядов) по очереди называют словосочетания, соответствующие приведённой схеме. Побеждает команда, назвавшая большее количество словосочетаний.


Д. з.: 1) упр. 483 (2); 2) упр. 484 (письменно с дополнительным заданием: провести морфологический разбор двух наречий); 3) упр. 492; 4) индивидуальное задание – упражнение 489 (см. примечание).

Примечание. Предложим двум ученикам подобрать стихотворную строку, в которой использовано наречие, записать её и на этом материале составить соответствующее доказательство.

Резерв – упр. 490.






Для любых предложений по сайту: [email protected]