Основные способы образования существительных и прилагательных (продолжение) - Урок 2 - Словообразование самостоятельных частей речи - Разделы лингвистики

Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя

Основные способы образования существительных и прилагательных (продолжение) - Урок 2 - Словообразование самостоятельных частей речи - Разделы лингвистики

Цели урока: 1) формировать представление о выразительных возможностях словообразования; 2) повторить сведения о словообразовательной цепочке и тренировать учащихся в определении последовательности образования слов; 3) повторить сведения о паронимах и учить использовать их в речи с учётом их точного лексического значения и требования лексической сочетаемости.


I. Сложение и его разновидности (повторение – проверка домашнего задания)

Выслушаем сообщения учащихся, работавших с индивидуальными заданиями, и попросим продиктовать одноклассникам составленные дома по образцу упражнения 58 предложения и назвать морфемный состав существительных, образованных сложением основ с одновременным прибавлением суффикса.


II. Словообразовательная цепочка (упр. 60 (в слабом классе), упр. 61 (в сильном классе), упр. 62, 63, текст на с. 25, упр. 64 (1))

В случае необходимости напомним ученикам слабого класса, что словообразовательная цепочка показывает последовательность образования слова, и продемонстрируем это на примере одного из слов упражнения 68:

неосмотрительный ← осмотрительный ← осмотреть ← смотреть.

Поможем ребятам в процессе работы с упражнением 61 понять различия в лексическом и грамматическом значениях слов молодить и молодеть: молодеть (непереходный глагол) – «становиться моложе», молодить (кого? что? - переходный глагол) – «делать более молодым на вид». В случае необходимости укажем на то, что звеном словообразовательной цепочки существительного омоложение является переходный глагол молодить.

Упражнение 62 помогает учащимся вспомнить о существовании омонимичных корневых морфем на примере слов проводник и подводник, которые не являются однокоренными, несмотря на одинаковое звучание и написание корней.

Доказывая, что для образования этих слов использованы разные способы, семиклассники составят соответствующие словообразовательные цепочки: проводник ← проводить ← водить; подводник ← подводный ← вода.

При определении значения суффиксов -ник- и -ниц- ученики должны будут вспомнить усвоенные в пятом классе сведения: суффикс -ник- выражает значение «лицо мужского пола», «человек определённой профессии» а также «помещение, место», «предмет»; суффикс -ниц- -- «лицо женского пола», «предмет».

Одна из форм работы с заданием 2 упражнения 63 – после выяснения вопроса о принципе разделения существительных на две группы (грамматический род) предложить учащимся выписать сначала непроизводные имена существительные, затем существительные, образованные суффиксальным способом, и, наконец, существительные, образованные приставочно-суффиксальным способом.

Поможем ребятам в случае необходимости определить значения многозначного слова наследник: 1) «тот, кто получает наследство»; 2) продолжатель чьей-либо деятельности, преемник» - и слова нахлебник (устар.): 1) «тот, кто получает за плату питание (иногда и помещение) в чужой семье»; 2) «тот, кто живёт на чужие средства, приживальщик».

Обратим внимание, как отражаются в морфемной структуре слов эти значения: наследовать + -ник- → наследник («тот, кто наследует»), на- + хлеб + -ник- → нахлебник («тот, кто рассчитывает на чужой хлеб»). Подчеркнём, что в данном случае слово хлеб используется в переносном значении – «пища; содержание».

Эта предварительная работа подведёт семиклассников к примерно следующему выводу: «Художник неправильно определил производное по отношению к существительному наследник, поэтому появилось ошибочное представление о том, что значение слова наследник – «тот, кто наследил». Также ошибочными являются предположения, что существительное нахлебницаобразовано от слова хлеб в прямом значении – «пищевой продукт, выпекаемый из муки», а приставка на- выражает значение «находиться поверх чего-либо».

После того как ученики ознакомятся с содержанием текста на с. 25, попросим их ответить на вопрос, для чего нужно уметь составлять словообразовательную цепочку, и объяснить, как её нужно прочитывать: «От основы глагола ловить приставочным способом с помощью приставки у- образуется глагол уловить, от основы которого суффиксальным способом с помощью суффикса -тель- образуется существительное уловитель. Способом сложения основ существительных звук и уловитель с использованием соединительной гласной о образуется существительное звукоуловитель.

Потренируем учащихся в составлении словообразовательных цепочек на материале упражнений 64 (существительные вода, трава) и 67.


III. Образование паронимов (упр. 66)

Готовя семиклассников к выполнению упражнения 66, напомним им о существовании в русском языке однокоренных слов, относящихся к одной части речи, сходных по звучанию, но обычно различающихся словообразовательными морфемами и, следовательно, имеющих различия в значении и лексической сочетаемости. Предложим ребятам вспомнить и записать такие слова в составе словосочетаний, выделяя словообразовательные морфемы, которые выражают различия в значении, например: песчаный пляж – песочное пирожное, цветистый луг – цветочный аромат – цветовое богатство – цветные карандаши.


IV. Тренировка орфографических умений (упр. 90)

Один из вариантов работы с орфографическим минимумом – поморфемная запись слов с объяснением написания каждой морфемы.

Прогноз-ирова-ть событи-я, знаменит-ый саксофон-ист, удач-лив-ый, книг-о-изда-тель, страда-ть от бес-сон-ниц-ы, грим-ирова-ть-ся перед спектакл-ем, реставр-аци-я здани-я, скор-о-порт-ящ-ие-ся продукт-ы, бес-перспектив-н-ый со-труд-ник, след-ова-тель прокур-ат-ур-ы, со-врем-енн-ая кино-индустри-я, вереринар-н-ая помощь, Организ-аци-я Объ-един-ённ-ых Наций, жи-лищ-н-о-стро-и-тель-н-ый коопер-ат-ив, определ-и-ть по-след-ова-тель-н-ость, цифр-ов-ая видео-камер-а, электр-ическ-ая сок-о-вы-жим-а-лк-а, бел-о-снеж-н-ый фарфор-ов-ый сервиз.

По своему усмотрению учитель может предложить ребятам ряд заданий, например:

1. Выпишите слова, образованные приставочно-суффиксальным способом (бессонница, сотрудник, современный, объединённый (объединить ← единый)).

2. Выпишите слова, образованные сложением в последовательности, соответствующей плану в упражнении 37 (1) книгоиздатель, скоропортящийся; 2) видеокамера; 3) соковыжималка, белоснежный).

3. Определите способ образования прилагательного бесперспективный.

4. Назовите существительные с суффиксами, имеющими значение «лицо, человек определённой профессии» (саксофонист, книгоиздатель, сотрудник, следователь).

5. Составьте словообразовательные цепочки слов строительный, последовательность.

6. Назовите словосочетание, от которого образуется сложносокращённое существительное. Запишите образованную аббревиатуру.

7. Назовите пароним слова удачливый и запишите этот пароним в составе словосочетания. Объясните различие в употреблении прилагательных удачный – удачливый.


Д. з.: 1) в слабом классе и классе средней успеваемости – упр. 64 (вторая строка), 65; в сильном классе – упр. 68; 2) индивидуальное задание – упр. 69; 3) по желанию - упр. 70.






Для любых предложений по сайту: [email protected]