Основные способы образования наречий - Словообразование самостоятельных частей речи - Разделы лингвистики

Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя

Основные способы образования наречий - Словообразование самостоятельных частей речи - Разделы лингвистики

Цели урока: 1) формировать представление об основных способах образования наречий; 2) повторить сведения о словообразовательной паре и тренировать в составлении словообразовательных пар с производным словом - наречием.


I. Словообразовательная цепочка (повторение – проверка домашнего задания)

Возможные формы проверки выполнения упражнения 68 в сильном классе – взаимопроверка или самопроверка: сверка домашней работы с записью на доске, предварительно сделанной учителем или отдельными учениками.

Болезненность ← болезненный ← болезнь ← боль; наращивание ← наращивать ← нарастить ← растить; испепеляться ← испепелять ← пепел; непедагогичный ← педагогичный ←педагогика ← педагог; удесятерённый – особая форма глагола удесятерить ← десять; разгримироваться ← гримироваться ← гримировать ← грим; изгнаннический ← изгнанник ← изгнанный, особая форма глагола изгнать ← гнать.

Важно, чтобы в ответе по теме упражнения 69 (индивидуальное задание) прозвучала мысль о том, что при создании вызывающего улыбку «дорожного знака» автор его идеи использовал такую лингвистическую особенность глагола прислониться, как наличие корня, омонимичного корню конкретного существительного слон, и приставки со значением приближения, близости к кому- или чему-либо.


II. Основные способы образования наречий (вопросы на с. 27, текст на с. 27 – 28, упр. 71, 72, текст на с. 29, упр. 74 (по вариантам))

Предоставим возможность ученикам слабого класса при ответе на первый вопрос перед текстом на с. 27 – 28 воспользоваться предварительно подготовленной на доске записью, например: задорно подмигивает, очень хорошо, посмотреть вокруг, встретимся завтра, второпях не заметил, промолчал назло, котлета по-киевски.

Попросим ребят прочитать записанные на доске словосочетания, поставить вопрос от главного слова к зависимому и объяснить, что обозначают зависимые слова. Затем предложим ученикам назвать наречия и поможем им сделать вывод: определить общее грамматическое значение наречия, перечислить вопросы, на которые отвечают слова этой части речи, и назвать разряды наречий по значению.

После внимательного чтения текста на с. 27 – 28 учащиеся перечисляют способы, которые используются для образования наречий, и приводят соответствующие примеры.

Организуем рассмотрение схем, в соответствии с которыми нужно распределить наречия, образованные от данных в упражнении 71 слов, и попросим ребят сразу определить различия в их морфемном составе: наличие – отсутствие приставки, наличие одного или двух суффиксов.

В сильном классе по своему усмотрению учитель может предоставить время для самостоятельной работы с упражнением 71, а затем попросить ребят прочитать состав каждой группы наречий. Другая форма проверки – учитель называет количество наречий, которые должны оказаться в каждой группе (считая образец): 7 – 15 – 9, - и выделяет одну-две минуты на самопроверку.

Предложим сильным учащимся использовать способ поморфемной записи для всех наречий, образованных от данных в упражнений 72 причастий.

Важно, чтобы при чтении текста из рубрики «Знайте и применяйте!», учащиеся ещё раз осмыслили обусловленность особенности морфемного состава наречий (отсутствие окончания) наличием такого морфологического признака, как неизменяемость. Подчеркнём, что в основу наречия входит всё неизменяемое слово.

Распределим задание упражнения 74: I вариант – работа с наречиями в первой строке; II вариант – работа с наречиями во второй строке.


III. Словообразовательная пара (текст на с. 29, задание после текста, упр. 76, 79)

В сильном классе после чтения текста на с. 29 попросим ребят вспомнить, какой ещё термин используется для обозначения исходного слова словообразовательной пары, и акцентируем внимание на том, что в качестве этого термина используется действительное причастие настоящего времени: производящее – то, которое «производит».

В случае необходимости в процессе работы с заданием после текста на с. 29 напомним семиклассникам, что при определении исходного (производящего слова) нужно учитывать значение производящей основы и то, как это значение обогащается или изменяется, включаясь в значение слова производного. Например, если в контексте многозначное слово несправедливостьвыступает в значении «отсутствие справедливости», то логично будет рассмотреть это слово как производное от основы существительного справедливость приставочным способом с помощью приставки не-, выражающей значение отсутствия кого- или чего-либо: не- + справедливость → несправедливость («отсутствие справедливости»). Если слово несправедливость выступает в значении «результат, следствие несправедливых поступков, действий», то можно утверждать, что исходным (производящим) словом является прилагательное несправедливый, от которого рассматриваемое производное слово образовано суффиксальным способом с помощью суффикса -ость, выражающего отвлечённое значение.

В слабом классе предложим ребятам образец устного ответа для объяснения записи в упражнении 76, например: «Наречие неразборчиво можно рассмотреть как производное от прилагательного неразборчивый и как производное от наречия разборчиво» или «Наречие неразборчиво является производным словом в составе двух словообразовательных пар: с исходным словом неразборчивый и с исходным словом разборчиво».

Проверяя работу семиклассников с заданием 2 упражнения 79, определим авторов самых интересных по структуре и/или содержанию предложений.


Д. з.: 1) выполнение заданий после текста на с. 27 – 28 (см. Примечание); 2) индивидуальные задания – упр. 73, 75, 78.

Примечание. Уточним, что первое задание после текста на с. 27 – 28 требует работы со всеми приведёнными в нём примерами.

Резерв – упр. 72 (3), 73.






Для любых предложений по сайту: [email protected]