Поурочные разработки по русскому языку 7 класс к учебнику М.Т. Баранова
Морфология и орфография. Морфологический разбор слова (практическое занятие) - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В V-VI КЛАССАХ
Цель: закрепить знания о морфологии разных частей речи, навыки анализа морфологического разбора.
Методические приемы: лингвистический разбор, взаимопроверка, самостоятельная работа, занимательная лингвистика.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка
Словообразовательный разбор и разбор слов по составу:
пустынный ← пустыня← пустой (суффиксальный способ);
надвинулась - начальная форма надвинуться ← двинуться← двинуть (приставочный способ).
Заметим, что нельзя путать однокоренные слова и формы одного и того же слова. Например, надвинулась - форма прошедшего времени глагола надвинуться, она не является однокоренным словом.
II. Проверка домашнего задания
1. Упражнение 31: взаимопроверка. В это время трое учеников выполняют у доски морфологический разбор слов: глухарь, попробовал, любимым.
2. Упражнение 37: проверка по цепочке, пояснение выбора орфограмм.
III. Закрепление темы “Морфология и орфография”
Практическая работа: выполнение упражнений по морфологии глагола.
Пояснение учителя.
Особое внимание глаголу уделяется потому, что это одна из сложных, с точки зрения орфографии, частей речи. Кроме того, успешное изучение тем 7-го класса: “Причастие” и “Деепричастие” - обеспечивается хорошим знанием морфологии и орфографии глагола.
Повторим основные морфологические признаки глагола: вид, переходность, спряжение, наклонение, число, время, лицо, род. Не забудем, что время определяется только в изъявительном наклонении.
1. Упражнения 38, 39: устно, с объяснением выбора орфограмм.
2. Упражнение 40: письменно, морфологический разбор слов ложится, село (сесть) выполняют два ученика у доски.
3. Упражнение 41: устно.
4. Упражнение 42: письменно; 1-й вариант - предложения 1-4; 2-й вариант - предложения 5-8.
IV. Занимательная лингвистика
Придумать предложения со словом “жгут”. Определить его морфологические признаки.
Морфологические признаки слова можно правильно определить, если увидеть, что перед нами два слова: существительное “жгут” и его омоформа - глагол 3 лица множественного числа настоящего времени “жгут”. Чтобы проявилось значение слова, необходимо поставить его в определенный контекст:
Чтобы остановить кровотечение, надо потуже затянуть жгут выше раны.
В конце сентября по всему городу тянется острый ароматный дымок: жгут опавшие листья.
Домашнее задание
1. Упражнение 44.
2. Вопросы с. 20.