Поурочные разработки по русскому языку 7 класс к учебнику М.Т. Баранова
Морфология и орфография. Морфологический разбор слова - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В V-VI КЛАССАХ
Цель: закрепить знания о морфологии, навыки анализа текста.
Методические приемы: лингвистический разбор, беседа по вопросам, выразительное чтение, предупредительный диктант; объяснительный диктант; взаимопроверка; самостоятельная работа.
Ход урока 1
I. Лингвистическая разминка
Синтаксический разбор предложения:
Потребительское отношение к природе недопустимо.
Выделим и объясним орфограммы, отметим, что сказуемое выражено кратким прилагательным.
II. Проверка домашнего задания
Упражнение 27: по цепочке объясняем выбор слитного и дефисного написания слов.
III. Повторение темы “Морфология и орфография”
1. Беседа по вопросам с. 14.
Комментарий. К вопросу № 3. Глаголы настоящего времени изменяются по лицам и числам, прошедшего времени - по родам и числам. Вид глагола определяется по вопросу: “Что сделать?” - совершенный (научить, решить), “Что делать?” - несовершенный (учить, решать).
К вопросу № 4. Спряжение глагола с ударными личными окончаниями определяется по окончанию: (идёшь - I спряжение, стоишь - II спряжение). Спряжение глагола с безударными личными окончаниями определяется по инфинитиву (неопределенной форме).
Напомним, что спряжение - это изменение глаголов по лицам и числам:
Я живу, говорю; ты живешь, говоришь; он живет, говорит;
Мы живем, говорим; вы живете, говорите; они живут, говорят.
Заметим, что совпадают гласные окончаний только в 1 лице единственного числа, а в окончаниях всех остальных форм глагола жить наблюдаются гласные е или у (живем, живешь, живут...), глагола говорить - и или я (говоришь, говорит, говорят...). Так изменяются все глаголы русского языка за малым исключением. Например, глагол хотетьизменяется двояко: часть форм - по I спряжению (хочешь, хочет), часть - по II (хотим, хотите, хотят); то же относится к глаголу бежать.
Существует всего два способа изменения: одни глаголы имеют в личных окончаниях буквы е, у (ю), другие -и, а (я). То есть спряжение глаголов - это объективно существующее различие в их формах, давно замеченное и зафиксированное. Таким образом, надо запомнить всего по две буквы (условно назовем их сигнальными) для каждого спряжения: для I спряжения - гласные е, у (ю), для II спряжения - и, а (я).
- Например, к какому спряжению относится глагол спать?
Проспрягаем (то есть изменим) его по лицам и числам: сплю, спишь, спит, спим, спите, спят. Гласные и, я говорят о том, что это глагол II спряжения.
Трудности начинаются там, где гласные окончаний безударные. В этом случае действует правило, позволяющее определять гласную окончания, то есть спряжение. Представим его в виде таблицы. Начнем со второго спряжения.
I спряжение |
II спряжение |
брить, стелить, брезжить + все остальные глаголы (на -ать, -оть, -уть и т. д.) “Сигнальные” буквы - е, у(ю) |
все глаголы на -ить, кроме брить, стелить, брезжить + 11 глаголов-исключений. “Сигнальные” буквы - и, а(я) |
Одиннадцать глаголов-исключений легко запомнить в виде стихотворения:
Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И зависеть, и вертеть,
И обидеть, и терпеть.
Заметим, что приставки и постфиксы (-ся, сь) не влияют на спряжение глаголов (например: услышать спрягается как слышать, вертеться - как вертеть и т. п.).
Алгоритм проверки окончаний глаголов и суффиксов действительных причастий настоящего времени очень прост:
- Ставим глагол (или причастие) настоящего или будущего времени в начальную форму.
- Определяем спряжение (удобнее “примерять” глагол сначала ко II спряжению: выбор вариантов меньше).
- Подставляем “сигнальную” букву в окончание глагола (или суффикс причастия).
Они завис..т: зависеть; II спряжение (искл.) - я; зависят.
Флаги ре...т: реять; I спряжение – ю; реют.
Важно помнить, что спряжение - это изменение личных окончаний глаголов, а определение начальной формы необходимо лишь для глаголов с безударными окончаниями. Так, у глагола сидеть личные окончания ударные, он относится ко II спряжению (сидишь, сидят...).
2. Повторение темы “Морфология именных частей речи”.
- Сколько склонений имеют существительные?
- Какие существительные относятся к разносклоняемым? В чем их особенность?
- Все ли существительные в русском языке склоняются? Каковы несклоняемые имена существительные по происхождению? (Заимствованные слова.)
- На какие разряды делятся прилагательные? (Качественные: яркий, добрый; относительные: стальной, городской; притяжательные: мамин, лисий.)
- В чем особенность качественный прилагательных? (Признак проявляется в большей или меньшей степени: ярче, ярчайший, самый яркий. Качественные прилагательные имеют краткую форму: ярок.)
- Как пишутся отрицательные местоимения? (Отрицательные местоимения пишутся слитно, если не имеют предлогов: некого, но не с кого. Под ударением пишется не, без ударения - ни: некем - никем.)
- На какие разряды делятся числительные? (Количественные: один, два, тридцать шесть; порядковые: первый, второй, тридцать шестой.)
- Как склоняются составные количественные и составные порядковые числительные? (У составных количественных числительных склоняются все слова: четырехсот шестидесяти восьми. У составных порядковых числительных склоняется только последнее слово: в тысяча девятьсот восемьдесят девятом году.)
3. Предупредительный диктант.
Задание: определить склонение и падеж существительных, объяснить выбор написания слов.
Объявить об окончании матча, жить в роскоши, сделан из нержавеющей стал.., красивая брошь, о позднем возвращении, прочел о затерявшейся экспедиции, никому не известный, сгореть в пламени, воскликнуть от радости, лебединая шея, образован в две тысячи пятом году, написать Евгении, у хорошего тренера, никто не знал, боевой клич, родиться в Сибири, не с кем поговорить, равен двумстам метрам, деревья в инее, всё дело в трении, письмо матери, проказы шалуньи, обжечься горячим кушаньем, на длинной дистанции, телефон Анастасии.
IV. Работа с текстом
1. Упражнение 28: чтение текста, ответы на вопросы.
2. Составление плана доклада.
3. Упражнение 29: чтение текста, обмен мнениями об утверждении Ломоносова.
V. Сообщение ученика
Реализация индивидуального задания.
Домашнее задание
Упражнения 30, 32.
Ход урока 2
I. Лингвистическая разминка
Объяснительный диктант.
Мощный экскаватор, необходимая помощь, шиповник колюч, непромокаемый плащ, тушь для рисования, стая туч, ночной дозор, опасный хищник, пятьдесят тысяч, находишься в незнакомой местности, купаться недалеко от берега, лучший теннисист, походная аптечка, ветошь для протирки стекол автомобиля, детский плач, калач с корицей, отрежь несколько кусочков.
II. Проверка домашнего задания
1. Упражнение 30: выразительное чтение, обсуждение основной мысли и заглавия текста.
Основная мысль: мощная сила природы. Вариант заголовка: “Гроза”. Проследим, как построен текст: в трех небольших абзацах показаны стадии развития природного явления. 1-й абзац - предвестники грозы, 2-й - кульминация, 3-й - разрядка.
- С помощью каких средств достигается эффект изображаемого?
Эффект достигается, во-первых, лаконичностью: краткостью и емкостью описания. Во-вторых, аллитерацией - сочетанием согласных звуков. В 1-м абзаце - сочетание шипящих и сонорного “р”; во 2-м - усиление раскатистого “р” подчеркнуто контрастом сочетаний с “х”, создающим впечатление восклицаний: “ах!”; в 3-м - преобладание шипящих, передающих шум дождя.
Важную роль играют и синтаксические средства: ряды однородных членов, обилие глаголов, многосоюзие, возрастающая градация (долетела одна капля, другая, забарабанило... треснуло... раскатилось).
2. Упражнение 32: проверка “по цепочке”.
III. Повторение темы “Морфология и орфография”
Выполнение упражнений по морфологии глагола.
1. Упражнение 36: устно.
Комментарий. Стиль текста - научный. Деление текста на абзацы соответствует его делению на предложения.
Примерный вопросный план:
I. Какая особенность формообразования отличает глагол от имен существительных и прилагательных?
II. Как найти основу неопределенной формы?
III. Как получается основа настоящего времени?
2. Упражнение 33: комментируем выбор написания -ться или -тся. Дополнительное задание: назвать основы глаголов.
3. Упражнение 35: выразительное чтение, определение переходности-непереходности глаголов.
Переходные глаголы - те, которые употребляются с существительными в винительном падеже без предлога, то есть действие прямо переходит на предмет: хранят (что?) зелень; не любит (что?) отдыхать (инфинитив в значении существительного: отдых); серебрит (что?) поле. Все остальные глаголы непереходные.
4. Упражнение 34: самостоятельная работа.
Домашнее задание
Упражнения 31, 37.