Различение частицы не и приставки не- - ЧАСТИЦА

Поурочные разработки по русскому языку 7 класс к учебнику М.Т. Баранова

Различение частицы не и приставки не- - ЧАСТИЦА

Цели: закрепить знания учеников о частице не и приставке не-: развивать орфографические и пунктуационные навыки.

Методические приемы: объяснения учителя, выполнение упражнений, словарная и орфоэпическая работа.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Подготовленный диктант (по упражнению 392).

II. Проверка домашнего задания

1. Беседа по вопросам.

- Расскажите о функциях частицы ни.

- Как отличить частицу ни от составного союза ни - ни?

2. Упражнение 391: устный разбор.

III. Изучение темы “Различение частицы не и приставки не-”

1. Слово учителя.

Все, о чем говорится в параграфе о правописании частицы не и приставки не- вы уже знаете. Теперь важно потренироваться на конкретных примерах различать эти частицу и приставку. Легкой задача кажется лишь на первый взгляд.

Обратимся к басням И.А. Крылова.

2. Запись под диктовку на доске и в тетрадях, разбор предложений.

А все-таки Квартет нейдет на лад.

Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.

Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам.

Каких зверей, каких там птиц я не видал!

“Неблагодарная!” - примолвил Дуб ей тут.

Невежда также в ослепленье бранит науки и ученье, и все ученые труды, не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Так делать нечего: пришло писать указ, чтоб виноватую предать позорной казни.

Комментарий. В первом предложении старая форма глагола, она пишется с приставкой не-, во втором - глагол с тем же корнем, но он пишется с отрицательной частицей не раздельно. В третьем предложении личное местоимение в косвенном падеже пишется с отрицательной частицей не раздельно. Так же пишется не с глаголом в четвертом предложении. В пятом примере перед нами приставка, а в шестом (невежда) не- является частью корня. Наконец, в седьмом предложении - случай слитного написания не- с местоимением, в данном случае не- - приставка.

IV. Выполнение упражнений

1. Упражнение 393: выразительное чтение (можно включить аудиозапись песни), комментированное письмо.

2. Упражнение 394: самостоятельная работа.

V. Словарная и орфоэпическая работа

- Запишите слова, помещенные в рамках на с. 172, 178, 180, 181, в словарики; поставьте ударение, составьте предложения с частицами.

Старательно, карикатура, сатира, недосягаемый, вы правы, они правы, она права.

Домашнее задание

1. § 68.

2. Упражнение 395: письменно.






Для любых предложений по сайту: [email protected]