Поурочные разработки по русскому языку 7 класс к учебнику М.Т. Баранова
Употребление производных предлогов в речи - ПРЕДЛОГ
Цели: прививать навыки различения производных предлогов от самостоятельных частей речи; совершенствовать речевую компетентность учеников.
Методические приемы: лингвистическая игра, лингвистический разбор, беседа по вопросам, работа по предупреждению речевых ошибок, выполнение упражнений, выразительное чтение по ролям.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка
Игра “Четвертый лишний”
Из-за; около; при; через.
(Лишнее слово - около - производный предлог, остальные - непроизводные.)
Вокруг дома; мимо школы; благодаря заботе; вдоль трассы.
(Лишнее словосочетание - благодаря заботе - производный предлог, образованный из деепричастия, остальные - из наречий.)
II. Проверка домашнего задания
1. Вопросы.
- Какие предлоги называются производными?
- В чем отличие производных предлогов от непроизводных, кроме их разного происхождения?
2. Упражнение 298: устное обсуждение вопросов.
В это время ученик у доски выполняет морфологический разбор слова улыбающийся. Затем проводится проверка по цепочке.
Предлоги благодаря, согласно, вопреки, навстречу, наперекор чаще всего употребляются в публицистической речи, а также в официально-деловой.
III. Употребление производных предлогов в речи
1. Упражнение 299: устный разбор.
Комментарий. Предлог благодаря употребляется только в положительном значении. Поэтому первые два предложения нужно исправить: Из-за дождя интересная экскурсия не состоялась. Поход в горы был отложен из-за сильного тумана.
2. Упражнение 300: чтение рассказа сначала про себя, потом по ролям, обсуждение вопросов.
3. Упражнение 302: исправление речевых ошибок (самостоятельная работа с последующей проверкой).
Комментарий. Виды ошибок: лишний предлог - № 2, 3, не тот предлог - № 1, не тот падеж зависимого слова - № 5,6, не тот предлог и падеж зависимого слова - № 4, 7.
Домашнее задание
1. § 50.
2. Упражнение 301.