Поурочные разработки по русскому языку 7 класс к учебнику М.Т. Баранова
Простые и составные предлоги - ПРЕДЛОГ
Цели: показать отличия простых и составных предлогов; совершенствовать речевую компетентность учеников.
Методические приемы: лингвистический разбор, работа по предупреждению речевых ошибок, самостоятельная работа, выполнение упражнений, элементы анализа текста.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка
- Исправьте речевые ошибки в предложениях:
Ты любишь пирожки с капусты? Согласно приказа вы приняты на работу с завтрашнего дня. По истечению срока договора выплачивается зарплата и премия. Сходи в магазин по хлеб, пожалуйста.
(Ты любишь пирожки с капустой? Согласно приказу вы приняты на работу с завтрашнего дня. По истечении срока договора выплачивается зарплата и премия. Сходи в магазин за хлебом, пожалуйста.)
II. Проверка домашнего задания
Упражнение 301: проверка по цепочке.
III. Изучение темы “Простые и составные предлоги”
Эта тема не представляет особой трудности, поэтому ученики самостоятельно прочитают теоретический материал учебника - § 51, с. 139.
Замечание учителя: не надо принимать предлоги из-за, из-под за составные. Они состоят из одного слова, образовались путем соединения двух непроизводных предлогов. Составные же предлоги - производные.
IV. Выполнение упражнений
1. Упражнение 303: комментированное письмо, обсуждение вопросов, разбор словосочетаний.
2. Упражнение 304: выразительное чтение, повторение морфологии глаголов, элементы анализа текста.
Комментарий. Глаголы употреблены в форме 2-го лица настоящего времени, с помощью этой формы в текстах художественного стиля часто передаются чувства, переживания любого человека, читатель словно участвует в действии.
V. Занимательная лингвистика
- В каких значениях употреблено слово предлог в стихотворении А. Шибаева?
Нет предлога
Чудесный выдался денек,
А я учу предлоги...
Я должен твердо знать урок:
У нас учитель строгий!
И я шепчу, закрыв глаза,
Скрестив под стулом ноги:
“Что значит - “по”?
“Что значит - “за”?
И “за”, и “по” - предлоги...”
А хорошо бы - ЗА порог
И - мчаться ПО дороге!..
Какой бы выдумать предлог,
Чтоб не учить предлоги?
Домашнее задание
1. § 51.
2. Упражнение 305 (кроме морфологического разбора).