Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами и знаки препинания при них

Русский язык - Конспекты уроков для учителя 8 класс

Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами и знаки препинания при них

Ход урока

1. Мобилизующий этап

На доске запись:

Многие животные занесены в Красную книгу и нуждаются в бережном отношении к себе.

Журавли занесены в Красную книгу.

Значит, ... ... ... ... ... ... ... .

Учитель. Познакомьтесь с записью. Определите, что здесь написано, и сформулируйте задание к упражнению.

Здесь написано незаконченное рассуждение (умозаключение). Нужно составить третью часть и закончить рассуждение.

Учащиеся выполняют задание устно. Правильный вариант: Значит, журавли нуждаются в бережном отношении к себе.


2. Определение темы и цели урока

Учитель. Выделите синтаксическую конструкцию, которой нет во втором и третьем предложениях, но она имеется в первом предложении составленного рассуждения. Скажите, как она называется, какими союзами связываются между собой ее части, какая проблема может возникнуть при их использовании, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

В первом предложении есть однородные члены. Они связаны между собой сочинительными союзами. При их использовании может возникнуть проблема постановки знаков препинания. Значит, тема сегодняшнего урока: Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами и знаки препинания при них.

Тему урока на учитель записывает доске.

Учитель. Отталкиваясь от темы и используя опорную запись, сформулируйте цель урока.

Цель:

* познакомиться с группами ... ..., ... ... ...;

* узнать, ... ... ... ... ... ... ...;

* учиться ... ... ... ... ... ... .

Цель урока: познакомиться с группами сочинительных союзов, соединяющих однородные члены; узнать, в каких случаях при них ставятся знаки препинания; учиться правильно использовать полученные знания на практике.


3. Актуализация знаний учащихся

Учитель. Подумайте, какой учебный материал необходимо вспомнить для успешного изучения новой темы.

Необходимо вспомнить, что такое однородные члены и сочинительные союзы.

Задание выполняется устно.


4. Изучение нового материала

1. Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.

(А. Пушкин)

Слышался шум бора да (и) движение поезда вдали.

Не разрешай себе ни зазнайства, ни чванства.

(По А. Чехову)

Лист в лесу не только сочен, но густ и зелен.

2. Виднелись или (иль) песчаные равнины, или (иль) далекие горы.

Отъезд состоится либо сегодня, либо завтра.

Маяк то вспыхивал, то погасал беззвучно.

Вечером пошел не то дождь, не то мокрый снег.

3. Человек не за красивое хорош, а за хорошее красив.

Погода стояла пасмурная, но не дождливая.

Лес у нас рядом, да, (но) не грибной.

Учитель. Прочитайте предложения первой группы. Выделите в них однородные члены, назовите сочинительные союзы, соединяющие их между собой. Подумайте, как они называются, если их основная функция — соединение однородных членов.

Учащиеся высказывают свои предположения. Преподаватель при необходимости их корректирует. Записывает на доске новый термин: соединительные союзы с перечислением относящихся к ним слов. Аналогичным образом проводится работа со второй и третьей группой предложений.

Учитель. Отразите наши наблюдения с помощью схемы. Учащиеся в группах или попарно составляют схему. Возможный вариант:



Учитель. Познакомьтесь с соответствующим материалом учебника. Добавьте в схему сочинительные союзы, которые не встретились в наших наблюдениях.

А теперь поговорим о постановке запятой между однородными членами. Прочитайте предложения:

Не месяц, а звезды появились на небе.

И месяц, и звезды появились на небе.

Как месяц, так и звезды появились на небе.

Скажите, в каких случаях ставится запятая между однородными членами?

Прочитайте следующую группу предложений:

Месяц, и звезды появились на небе.

На небе появятся звезды или месяц.

Скажите, когда не ставится запятая между соединительными и разделительными союзами.

Учащиеся высказывают свои соображения. Читают соответствующий параграф.


5. Закрепление изученного

Упражнение 1

И дань души влюбленной несут Байкалу с давних лет рыбак и труженик-ученый и живописец и поэт.

(А. Твардовский)

Звезды начали меркнуть и небо стало заволакиваться не то тучами не то туманом.

Голоса раздавались то близко то далеко то слышался тенор то бас.

Человек оставшись один в лесу обыкновенно или разговаривает сам с собой или свистит или поет или сшибает палкой сухие сучья.

(К. Паустовский)

В сухие дни цветы нужно поливать а в жаркие — укрывать от солнца.

И видишь ты радуясь и любуясь синий свод неба да солнце да лес.



Прочитайте предложения. Рассмотрите схему. Сформулируйте задание к упражнению.

Предложения нужно выписать в следующем порядке: сначала те, в которых однородные члены соединяются соединительными союзами. Затем — разделительными и, наконец — противительными. Поставить недостающие знаки препинания.

Учащиеся выполняют задание сначала совместно с учителем, а затем — в парах. Повторяют правило о постановке запятой перед союзами при однородных членах.

Дополнительные задания к упражнению:

1. Найдите признак для исключения каждого написанного предложения.

2. Назовите орфограммы, которых нет в односоставном предложении.

3. Укажите слова с морфемами, которые отсутствуют в слове видишь.


Упражнение 2

image27

Учитель. Рассмотрите запись. Сформулируйте задание к упражнению.

С каждой парой слов нужно составить по три предложения. Первый вариант — с соединительными союзами при однородных членах, второй — с разделительными, третий — с противительными.

Учащиеся выполняют задание.


Упражнение 3

У журавлей наблюдается редкая для птиц особенность. Они замечательно танцуют. Перед гнездованием птицы объединяются группами проделывают удивительные разнообразные движения сопровождают их громкими криками как бы аккомпанируя себе. Журавли грациозно подпрыгивают с полураспущенными крыльями медленно планируют в воздухе кружатся поднимают ноги приседают кланяются друг другу ловко захватывают клювом с земли разные предметы подбрасывают их высоко в воздухе. Восхитительное зрелище.

На втором, третьем году жизни журавли образуют пары уже не расстаются до смерти. Гнезда свои они строят на земле. Журавушка откладывает обычно два яйца насиживает их в течение месяца. Журавль в этот период несет службу днем ночью. Маленькие птенчики журавлей едва выбравшись из яичной скорлупы чуть обсохнув уже способны стоять на ножках. Они хорошо видят и при малейшей опасности с первых часов своей жизни умело маскируются совершают перебежки.

I часть ← СС

II часть ← СС и ПС

Учитель. Прочитайте текст. Рассмотрите схемы. Сформулируйте задание к упражнению.

В первую часть текста нужно вставить пропущенные соединительные союзы, во вторую — соединительные и противительные. Поставить недостающие знаки препинания.

Задание выполняется и проверяется.

Дополнительные задания к упражнению:

1. Найдите отличие в использовании соединительного союза и в разных частях текста.

2. Укажите предложение, которое можно выделить из всего текста. Обоснуйте свой ответ.

3. Определите морфему, которая есть в слове приседают, но ее нет в слове опасности. Расскажите о написании слов с этой морфемой, предварительно сгруппировав их.


6. Итог урока

Учитель. Расскажите о группах соединительных союзов при однородных членах. Приведите примеры.

Обсуждается домашняя работа. Оценивается деятельность школьников на уроке.






Для любых предложений по сайту: [email protected]