Уроки Русского языка в 8 классе
КОМПЛЕКСНОЕ ПОВТОРЕНИЕ - Урок 3 - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В V—VII КЛАССАХ
I. Проверка домашнего задания.
II. На доске и в тетрадях записывается тема «Правописание гласной в корне».
1. Работа с алгоритмом.
Чтобы не ошибиться в написании буквы безударного гласного в корне, необходимо:
1) определить, какой это безударный гласный: проверяемый ударением, непроверяемый, чередующийся;
2) выбрать способ проверки гласного в корне.
ЕСЛИ БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ
проверяются ударением, то надо: определить значение слова (или корня); подобрать к нему другую форму слова или однокоренное так, чтобы безударный гласный оказался под ударением Букву о в безударных корнях глаголов совершенного вида и образованных от них слов нельзя проверять глаголами несовершенного вида на -ывать, -ивать: но не заглатывать.) |
непроверяемые, проверить написание слова надо по словарю |
чередующиеся, необходимо вспомнить условия выбора гласной в корне |
2. Работа с таблицами.
(В слабом классе целесообразно коллективное составление таблицы. При достаточном количестве отпечатанных экземпляров или при использовании графопроектора время на работу с ней значительно сокращается.)
ЗАПОМНИТЕ КОРНИ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ! НЕ ПРОВЕРЯЮТСЯ УДАРЕНИЕМ!
е — и Пишется и, если после корня стоит суффикс -а-. |
|
|
Запомните: седок, седло, но: сидеть, сидение, сиделка. |
||
о — а Перед ж пишется о, перед г — а. Пишется а, если после корня стоит суффикс -а-. Пишется а перед ст (щ), в остальных случаях — о. |
(исключение: росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль) |
ЗАВИСЯТ ОТ УДАРЕНИЯ!
Под ударением — а, без ударения — о. Без ударения — а, под ударением — то, что слышится. |
ВИДЫ ОРФОГРАММ — ГЛАСНЫХ В КОРНЕ
Безударные проверяемые гласные |
Безударные непроверяемые гласные |
Чередующиеся гласные |
Буквы ё (о) после шипящих |
Буквы и, а, у после шипящих |
Буквы и(ы) после ц |
желтый шел шов (искл.) |
цитата станция цыган (искл.) |
III. Запись в ученический словарь.
Наважде’ние (на + ва’дити — манить, обманывать, клеветать) —
Обаяние (о + ба’ять — говорить красиво, околдовывать словами; рассказывать ба’йки; краснобай).
IV. Предупредительный диктант.
Учащиеся должны определить вид орфограммы-гласной в корне, устно объяснить ее выбор; указать части речи.
Будто какое-то наваждение, роскошный цветок, кое-кто разочаровал, поглощает запахи в течение минуты, доставлять наслаждение, шаловливая девчонка, обвевает лицо, посвятить рассказ, туман расстилается, дрова догорают, развивать ребенка, что-то блеснуло на солнце, изображать героя, увлекаться спортом, сочетание цветов, неиссякающий родничок, лес обнажился, отягощенные ветки, благословить на подвиг, увядание природы, сильное впечатление, замирать от восторга, произрастает в долине, непостижимое решение, облегчить участь, обличить в измене, интересная цитата, жесткое сиденье, желтая акация, тихий шорох, обаятельный юноша, новые шорты.
V. Запись под диктовку с объяснением орфограмм, знаков препинания.
1) Звуки росли и укреплялись, становились более мощными, будто объединяли замиравшую от восторга толпу. 2) Одинаково очаровывают и доставляют наслаждение развевающиеся на ветру летом густые кроны деревьев и обнажившиеся по осени ветки с последними висящими на них листьями. 3) Веселая тропинка вилась в поле, то теряясь в высокой пшенице, то снова явственно проступая, маня за собой к маленькой речонке. 4) Во все времена находились люди, считавшие, что через просвещение лежит путь к свободе, потому что оно изменяет мир, снаряжает человека в путь по жизни, развивает его ум и способности, благословляет на самостоятельное принятие ответственных решений.
— Приведите примеры однокоренных слов к слову просвещение. Знаете ли вы устойчивые сочетания с этим корнем? (На белом свете, увидеть свет, свет не сошелся клином, ни за что на свете, в розовом свете, проливать свет, ни свет ни заря и т. д.) Объясните их значения.
Домашнее задание: упр. 15.