Уроки Русского языка в 8 классе
КОМПЛЕКСНОЕ ПОВТОРЕНИЕ - Урок 4 - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В V—VII КЛАССАХ
I. Проверка домашнего задания.
II. Индивидуальная работа по карточкам.
Спишите, вставляя пропущенные буквы, графически обозначая выбор гласной в корне.
Карточка 1
Погл..щать кислород, заг..рать на пляже, наел..ждаться красотой леса, предполагать зан..чевать в ст..рожке, прис..гать на верность, густая растительность, помогать отцу в течение всего лета, сож..леть о случившемся, бл..снуть на солнце, д..леко в море, пробираться сквозь зар..сли, зеленая д..лина, расположиться на н..члег, прикасаться к стене, хорошее вознаграждение, знамя развевается.
Карточка 2
Составлять план, усм..ренный поток, гл..жу в книгу, обв..нять в недосмотре, прогнозировать события, спр..вляться в словаре, выявлять недостатки, костер разгорается, дост..вать с полки, распр..мившиеся ветки, глаза сл..паются, раздр..жать всех, преподаватель математики, прик..сновение к цветку, разд..рать пополам, зам..рать от восторга, д..лекий г..ризонт, предприн..мать усилия, взгр..моздиться на стол, возр..ждение из пепла, обл..гчить уч..сть, пок..рить зверя.
III. Запись на доске и в тетрадях: «Орфограммы в приставках».
1. Выборочный диктант.
Учащиеся должны распределить слова по столбикам:
Расцвести, продумать, безжалостный, расстаться, объяснить, бесчувственный, здоровье, сдуть, здесь, сделать, расстелить, бесконечный, ни зги (не видно), расцеловать, расчет, расследовать, рассчитать, расспрашивать, бессчетный, чересчур, безвредный, разговориться, низложить, расстегнуть, иззябнуть, надписать, обсудить, мировоззрение, восприятие.
2. Работа с таблицей.
РАЗЛИЧАЙТЕ ПО ЗНАЧЕНИЮ ПРИСТАВКИ ПРИ- — ПРЕ-!
Приставка при- указывает на |
|
1) приближение; 2) присоединение: — доведение действия до конца, достижение цели; — добавление к чему-нибудь; — обозначающее «взять себе»; — присоединение к чему-то; 3) близость к чему-нибудь; 4) неполноту действия. |
прибежать, прискакать прибить, приклеить привязаться, прилуниться пристроить, пририсовать присвоить, приобрести приобщиться, пригласить приморский, пришкольный привстать, приумолкнуть |
(Значение, неясное в существительном (прилагательном), может проясниться на предыдущем этапе словообразования: призвание (призвать), прикладной (прикладывать).) |
|
Приставка пре- |
|
1) указывает на высшую степень качества; 2) близка по значению к приставке пере-. |
превосходный, предлинный, престрого прервать (перервать), преграда (перегородить) |
(Сходство приставок пре- - пере- можно объяснить другими словами, близкими по смыслу: прекратить — перестать пререкаться — перебивать друг друга беспрекословно — не перечить непреклонный — не переменить своего решения.) |
IV. Запись в ученический словарь.
Президиум, президент, приоритет, привилегия, преследовать, преследование, непреклонный, прилежание, преступник.
Запомнить написание данных слов поможет знакомство с их историей, изменениями, происшедшими с ними,— смысловыми, фонетическими, в морфемном составе.
1. Упр. 22 (устно).
2. Непреклонный (от клон-, по-клон восходит к «преклонить перед кем-то колени»); прекословить (от слов-о; прекб восходит к «наперекор кому-либо»; можно заменить синонимом перечить); преследовать («настигать следом, гнаться по следу», «переходить от следа к следу»); преступник (преступить, т. е. «переступить за грань закона»); прилежание («усердие в труде, в учении» восходит к «прилегать к чему-либо»); преподавать («передавать знания другим»).
V. Объяснительный диктант.
Прибывать к станции (приближаться), пребывать в городе (находиться); новый придел (добавление к чему-то, пристройка), предел (граница, рубеж); приемник (принимающий сигналы), преемник (последователь, перенимающий что-то от другого), преемственность; призреть сироту (дать приют, проявить заботу), презирать, презрение, презрительно; беспрестанный (не переставая); притвориться (принять иной вид), претворить в жизнь (осуществить мечту, перевести в дело, в жизнь); претерпеть лишения (вынести, перетерпеть); приходящий вовремя, приходящая няня, преходящее явление (событие, переходящее из разряда значимого в повседневное).
Домашнее задание: упр. 19, 20.