Поурочные разработки по Русскому языку 8 класс
Однородные члены, связанные сочинительными союзами - ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ
Цель урока: углубить знания учеников об однородных членах, связанных сочинительными союзами; уточнить правила пунктуации.
Методические приемы: объяснения учителя, самостоятельная работа с учебником, работа со схемами и таблицами, тренировочные упражнения.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка
Сделать фонетический разбор слова интерьер. Обратить внимание на произношение слова (звук [т] — твердый).
II. Проверка домашнего задания
1. Рассказать об отличиях однородных и неоднородных определений. Привести примеры.
2. Взаимопроверка упр. 268, 269 (каждый вариант проверяет другой вариант). Ответы на вопросы упражнений — устно; фонетический разбор из упр. 268 и схемы упр. 269 — на доске (3 человека).
III. Изучение темы «Однородные члены, связанные сочинительными союзами»
1. Повторение.
Вспомним, что сочинительную связь между однородными членами могут осуществлять сочинительные союзы.
— Как делятся сочинительные союзы по значению? (Делятся на разряды: соединительные (и, да = и), разделительные (или, либо), противительные (а, но, да = но).)
Выполним упр. 270 (устно) и 271 (письменно).
2. Углубление знаний о сочинительных союзах.
Остановимся подробнее на разрядах сочинительных союзов. Прочитайте теоретический материал § 27 на с. 120. Сделаем в тетрадях таблицу, подберем свои примеры. (Примеры можно обсудить в классе, выбрать лучшие.) Обратим внимание на следующие союзы:
1) соединительные:
— повторяющийся союз ни — ни: он употребляется в отрицательных предложениях (Не слышно ни стука, ни шороха.)
— двойной союз не только... но и... (Овощи не только вкусны, но и полезны.)
— двойной союз как... так и (Цветы могут быть как однолетними, так и многолетними.)
2) разделительные повторяющиеся союзы то — то (Разговор шел то по-русски, то по-английски), не то — не то (Вдали не то туман, не то дым.)
3) противительные зато (Мой компьютер старенький, зато надежный.), однако (Говорил он бойко, однако бестолково.) Заметим, что эти союзы примерно равны по значению союзу «но». Убедимся в этом, заменив их в предложениях на союз «но».
3. Постановка знаков препинания при однородных членах.
Большинство случаев постановки знаков препинания при однородных членах вам известно, поэтому недостающие знания попробуйте добыть сами. Внимательно прочитайте теоретический материал § 27 на с. 121, найдите новые для себя сведения и сделайте таблицу.
Комментарий учителя
Здесь особое внимание надо уделить случаям с повторяющимися союзами:
— [и О, и О, ...] Пушкин собирал песни и сказки и в Одессе, и в Кишиневе, и в Псковской губернии.
— [О, и О, и О] Колокольчик звонко плачет, и хохочет, и визжит.
— [как О, так и О] Человек с трудом переносит как мороз, так и жару. Внимание! Запятая перед союзом «как» не ставится!
Важны сведения в примечаниях:
— запятая ставится перед союзом да и: Медведи сильны, да и ловки.
— запятая не ставится во фразеологических оборотах: Что ты встал ни свет ни заря?
4. Тренировочные упражнения.
Упр. 273 — устно, схемы выполнить на доске.
Упр. 274 — комментированное письмо.
Упр. 272 — письменно, самостоятельная работа с последующей выборочной проверкой.
IV. Словарная работа
Записать слова в рамках: артиллерия, кавалерия. Выяснить по словарю их происхождение.
Домашнее задание.
§ 27 (с. 120-121), упр. 275.