Поурочные разработки по Русскому языку 8 класс
Однородные члены, связанные сочинительными союзами (закрепление) - ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ
Цель урока: закрепить знания учеников об однородных членах, связанных сочинительными союзами; отработать навыки постановки знаков препинания.
Методические приемы: самостоятельная работа с учебником, пояснения учителя, диктант, работа со схемами и таблицами, тренировочные упражнения.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка
Просклонять слова артиллерия, кавалерия (по вариантам). Вспомнить, в чем особенность склонения подобных существительных (существительные на —ий, -ия, -ие).
II. Проверка домашнего задания
1. Теоретические вопросы:
— На какие разряды делятся сочинительные союзы? Приведите примеры.
— В каких случаях ставится запятая при однородных членах? Приведите примеры.
— В каких случаях не ставится запятая при однородных членах? Приведите примеры.
2. Проверка упр. 275.
Пока идет взаимопроверка, наиболее трудные предложения записываются на доске (2 человека):
Человек, оставшийся в лесу, обыкновенно или разговаривает сам с собой, или свистит, или поет, или сшибает палкой сухие сучья.
Дремали не только леса, но и лесные озера и ленивые лесные реки с пресной водой. Словосочетание лесные озера и ленивые лесные реки рассматривается как единая конструкция, присоединяющаяся второй частью разделительного союза не только... но и.
Ученики отвечают на вопросы упражнения.
III. Отработка навыков постановки знаков препинания при однородных членах
1. Диктант.
1) У Сибири есть много особенностей как в природе, так и в людских нравах.
2) Радостно, молодо было на небе, и на земле, и в сердце человека.
3) Татьяна верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны.
4) Меж горцев пленных наблюдал их веру, нравы, воспитанье, любил их жизни простоту, гостеприимство, жажду брани, движений вольных быстроту, и легкость ног, и силу длани.
5) И видишь ты синий свод небес, да солнце, да лес, в серебряно-матовый иней наряженный, полный чудес.
После того как предложения продиктованы, попросим учеников прочитать их с правильной интонацией, которая поможет избежать ошибок в постановке знаков препинания. Теперь проверим пунктуацию вместе, объясним постановку знаков препинания.
Внимание! Если повторяющийся союз начинается не с первого члена однородного ряда, знак ставится и перед первым союзом!
2. Выполнение упражнений.
Упр. 276: выполним устно предложения 1-5, письменно — предложения 6-9.
Упр. 277, 278 — письменно.
Домашнее задание.
§ 27 (с. 120-121), упр. 279.