Русский язык поурочные разработки 8 класс - 2016 год
Анализ контрольного диктанта. Синтаксис и морфология - ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 8 КЛАССЕ
Цели: повторить и закрепить материал о синтаксических функциях различных частей речи, о взаимосвязи синтаксиса и морфологии; развивать орфографические и пунктуационные навыки; обогащать словарный запас; воспитывать аккуратность в работе.
Планируемые результаты: понимание связи синтаксиса и морфологии; знание синтаксических функций частей речи; умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, применять знания о синтаксисе и морфологии на практике, выполнять синтаксический и пунктуационный разбор предложений, объяснять языковые явления и процессы.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Анализ контрольного диктанта
(Наиболее часто встречающиеся ошибки разбираются на доске, затем ученики работают самостоятельно, заполняя свои индивидуальные карточки и выполняя работу над ошибками в специальных тетрадях. Учитель и хорошо успевающие ученики консультируют, помогают в работе.)
III. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
1. Упр. 433 — чтение текста, обсуждение вопросов.
2. Упр. 434 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой.
3. Упр. 436 — самостоятельное выполнение по трём вариантам с последующим обсуждением.
2. Практическое задание
— Выберите из данного ряда только словосочетания, запишите их, разделив на группы по способам подчинительной связи. Объясните, почему остальные слова не являются словосочетаниями.
Довольно жарко, через час, разделив на группы, горячий кофе, выйти из дома, чёт или нечет, впереди лето, кресло-качалка, задание выполнено, читал лёжа, каштановый цвет, ярко-жёлтый.
Комментарии
Согласование: горячий кофе, каштановый цвет.
Управление: выйти из дома, разделив на группы.
Примыкание: довольно жарко, читал лёжа.
Остальные слова не словосочетания: через час — существительное с предлогом; чёт или нечет — связь сочинительная; кресло-качалка, ярко-жёлтый — сложные слова; впереди лето, задание выполнено — грамматические основы предложения.
3. Тест
1. В каком предложении подлежащее выражено неопределённой формой глагола?
1) Стали блестеть, как мокрые, на солнце клейкие листочки.
2) Большая радость — делать счастливыми других.
3) Для меня жить — значит работать.
4) Удивительное зрелище — видеть летящих журавлей.
2. В каком ряду правильно определён грамматический признак выделенного слова?
1) в течение урока — имя существительное
2) играя на трубе — наречие
3) летучий газ — причастие
4) несмотря на непогоду, я пришёл — предлог
3. В каком ряду неверно указан морфологический признак выделенного глагола?
Он стал собираться в дорогу.
1) начальная форма - собираться
2) постоянные признаки — непереходный, совершенного вида, I спряжения
3) возвратный глагол
4) является частью составного глагольного сказуемого
IV. Подведение итогов урока
— Как определить первичные и вторичные синтаксические функции частей речи в предложении?
— Расскажите о видах словосочетаний и способах связи слов в словосочетаниях.
Домашнее задание
1. Закончить работу над ошибками.
2. Упр. 435.