Русский язык поурочные разработки 8 класс - 2016 год
Синтаксис и пунктуация - ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 8 КЛАССЕ
Цели: повторить изученный материал по теме “Синтаксис и пунктуация”; учить разграничивать употребление знаков препинания в разных функциях (разделение, выделение, завершение); развивать навыки постановки знаков препинания, лингвистическую и коммуникативно-правописную компетенции; воспитывать культуру речи, любовь к русскому языку.
Планируемые результаты: понимание связи синтаксиса и пунктуации; умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, выполнять синтаксический и пунктуационный разбор предложений, применять знания о синтаксисе и пунктуации на практике, объяснять языковые явления и процессы.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Лингвистическая разминка
— Найдите примеры со связью “примыкание”.
Твёрдо решил, решили задачу, трудное предложение, читать лёжа, очень хорошо, дверь на балкон. (Твёрдо решил, читать лёжа, очень хорошо.)
III. Проверка домашнего задания
(Упр. 435 — проверка по цепочке.)
IV. Работа по теме урока
1. Практическое задание
— Расскажите о случаях, когда тире между подлежащим и сказуемым при нулевой связке не ставится. Приведите примеры предложений.
(Лучшие предложения ученики записывают в тетрадь.)
Комментарии
Тире между подлежащим и сказуемым при нулевой связке не ставится в следующих случаях.
1) Если сказуемое присоединяется сравнительными союзами как, будто, словно и т. д.
Её голос словно колокольчик.
Туман будто молоко.
2) Если подлежащее выражено личным местоимением.
Он парень не промах.
Она красавица и умница.
Мы молодцы.
3) Если при сказуемом есть отрицательная частица не.
Хорошая оценка не самоцель.
Слово не воробей.
2. Объяснительный диктант
1) Пушкин воспел Петербург в поэмах “Медный всадник” и “Домик в Коломне” и в повести “Пиковая дама”. 2) Глаза-угли молча преследовали её. (Б. Полевой) 3) У меня на седьмом этаже, на балконе, — зелёная ива. (Н. Асеев) 4) Канонада слышалась и день и ночь. 5) Нас, математиков, часто считают сухарями. 6) Среди развалин вокзала всё ещё сидела маленькая остролицая девушка-телеграфистка. 7) И девочка ликует и смеётся, охваченная счастьем бытия. (Н. Заболоцкий) 8) Гонимы вешними лучами, с окрестных гор уже снега сбежали мутными ручьями на потоплённые луга. (А. Пушкин) 9) Дробясь о мрачные скалы, шумят и пенятся валы. (А. Пушкин)
3. Работа по учебнику
1. Упр. 437 — чтение текста, обсуждение вопросов.
2. Упр. 438 — устное выполнение.
3. Упр. 439 — комментированное письмо.
4. Упр. 440 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой.
5. Упр. 441 — чтение, обсуждение заданий, письменное выполнение.
V. Подведение итогов урока
— Расскажите о роли пунктуации в предложении.
— Как связаны синтаксис и пунктуация?
Домашнее задание
Упр. 442 (подготовиться к изложению).