ПРЕДЛОЖЕНИЕ КАК ЕДИНИЦА СИНТАКСИСА - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Русский язык 8 класс - Технологические карты уроков по учебнику Л. А. Тростенцовой

ПРЕДЛОЖЕНИЕ КАК ЕДИНИЦА СИНТАКСИСА - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Тип урока: усвоение новых знаний

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления обучающихся с предложением, особым свойством предложения - соотнесенностью с ситуацией, фрагментом действительности; обучения соотнесению содержания предложения с фрагментом действительности, разграничению текста и набора отдельных предложений, определению границ предложения, используя необходимые знаки завершения. Способствовать развитию познавательных психических процессов. Содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку

Планируемые результаты

Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества; владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке)

Метапредметные:

Познавательные - адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам. Регулятивные - определяют цели деятельности, последовательность действий.

Коммуникативные - осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях

Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Образовательные ресурсы: высказывание В. А. Сухомлинского на доске; образец таблицы для заполнения

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

II. Актуализация опорных знаний

- Прочитайте теоретические сведения на с. 30 учебника. Рассмотрите примеры на с. 8-9 и ответьте, чем отличаются слова и словосочетания от выделенных предложений

Работают с теоретическим материалом и примерами. Отмечают, что предложение выражает законченную мысль, имеет грамматическую основу, завершающий знак препинания, интонационную завершенность, цель высказывания

Извлекают необходимую информацию из различных источников (учебника, ответов сверстников)

III. Работа по теме урока.

1. Работа с таблицей.

2. Работа с учебником.

Организует работу по сравнению словосочетания и предложения.

- Начертите в тетради таблицу, которую мы будем заполнять на этом и следующем уроках. (См. Ресурсный материал.)

- Заполните столбец “Предложение”, опираясь на ответы из предыдущего задания, а также теоретические сведения на с. 32 учебника.

- Рассмотрите предложения из упр. 49. Какой контекст может предшествовать им?

Чертят таблицу. Самостоятельно читают сведения на с. 32 учебника, заполняют таблицу. Комментируют свои предположения.

Устно подбирают соответствующие предложения.

Используют сведения таблицы для решения учебно-практических задач. Извлекают необходимую информацию из различных источников (учебника, ответов сверстников). Умеют слушать. Высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему.

3. Самостоятельная работа

- Ознакомьтесь с частями упр. 50. В какой из них представлен текст, а в какой - набор отдельных предложений? Обоснуйте свой ответ.

- Спишите текст, выделяя абзацы, расставляя знаки препинания (внутри и в конце предложений).

- Прочитайте высказывание В. А. Сухомлинского (записано на доске):

“Жизнь в мире книг - это пр..общение к крас..те мысли насл..ждение культурными богатствами”.

- Перепишите его, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Письменно докажите, что перед вами предложение, используйте таблицу

Читают упражнение. Отвечают на вопрос учителя, обосновывая свое мнение.

Выполняют письменную работу (с комментированием).

Читают высказывание, переписывают его, опираясь на таблицу; доказывают, что перед ними предложение

Владеют навыками контроля и оценки учебных действий. Адекватно воспринимают оценку сверстников и учителя. Высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему

IV. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

- Что нового вы узнали на уроке?

- Назовите основные признаки предложения.

- Чем оно отличается от слова и словосочетания?

Домашнее задание: § 8, упр. 51

Делают выводы и обобщения.

Записывают, задают уточняющие вопросы

Владеют навыками самооценки учебной деятельности. Принимают и сохраняют учебные задачи

Ресурсный материал

Признаки предложения и словосочетания

Признак

Предложение

Словосочетание

Функция



Наличие интонации



Состав



Смысловая и интонационная законченность



Наличие грамматической основы






Для любых предложений по сайту: [email protected]