Русский язык - Поурочные разработки 8 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой
Определённо-личные предложения - Односоставные предложения - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Односоставные предложения
Урок 35. Определённо-личные предложения (§ 32)
Цели урока: научить распознавать определённо-личные предложения, находить их главный член, определять способ его выражения, разграничивать разные варианты выражения главного члена определённо-личного предложения, использовать определённо-личные предложения в речи.
I. В начале урока проводим диктант по упр. 183 на с. 104. В тексте диктанта учащиеся подчёркивают грамматические основы в сложных предложениях, обозначают средства связи простых предложений в сложном. Учитель обращает внимание на пунктуацию в сложном предложении.
II. Проверка домашнего задания:
— учащиеся выбирают назывные предложения из II действия комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” (по упр. 178);
— читают назывные предложения из записанных дома инсценировок по басням И. А. Крылова или отрывка из поэмы А. С. Пушкина “Руслан и Людмила”.
III. Изучение нового материала.
1. В тексте “В феврале” на с. 105 учащиеся указывают односоставные предложения, определяют, чем в них выражен главный член, уточняют в этих предложениях действующее лицо по форме глагола, по значению окончания.
Через наблюдения приводим учащихся к выводу: на лицо достаточно определённо указывают окончания глаголов-сказуемых в форме 1-го или 2-го лица изъявительного наклонения или 2-го лица повелительного наклонения. Учащиеся читают правило на с. 105.
IV. Закрепление темы.
1. В упр. 184 на с. 105 учащиеся подчёркивают главный член определённо-личных предложений; указывают, чем он выражен, выделяют окончание глагола.
Словарная работа.
Перрон — пассажирская платформа на железнодорожной станции. Заимств. в XX в. из западноевроп. языков. Первоисточ. — фр. perron — подъезд, крыльцо, каменная облицовка < лат. petra — камень, скала. Польск. peron. Сербскохорв. перон.
2. В упр. 186 учащиеся выписывают сначала определённо-личные предложения, где главный член выражен глаголом во 2-м лице единственного числа изъявительного наклонения, затем те, в которых главный член выражен глаголом во 2-м лице единственного числа повелительного наклонения.
3. Творческая работа по упр. 188 на с. 107.
4. Самостоятельная работа.
• В тексте Н. Никонова подчеркнуть сказуемое в определённо-личных предложениях.
Текст записывается на доске или проецируется. Учащиеся списывают, расставляя пропущенные запятые, находят в тексте фразеологизмы, объясняют их значение.
Люблю осе(н, нн)ее (не)настье. Люблю наперекор дождю и мокрому снегу шагать по оловя(н, нн)ым дорогам по кислому суглинку и сырой листве. Целый день (не)зная устали брожу и брожу по узеньким тропкам. Едва волочу усталые ноги. А пробежит день-другой без следа исп..рит(?)ся усталость. И снов.. отправляюсь туда в (не)хоже(н, нн)ые дали открывать лучезарную кр..соту родного края.
(Н. Никонов)
V. Домашнее задание: § 32, упр. 184, 187.