Русский язык - Поурочные разработки 8 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой
Неопределённо-личные предложения - Односоставные предложения - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Односоставные предложения
Урок 36. Неопределённо-личные предложения (§ 33)
Цели урока: научить распознавать неопределённо-личные предложения, находить их главный член, определять способ его выражения, разграничивать неопределённо-личные и определённо-личные предложения с обобщённым значением.
I. B начале урока проводим диктант по упр. 189, где учащиеся выделяют окончания глаголов, которыми выражены сказуемые в определённо-личных предложениях.
Учителю важно обратить внимание на то, что придаточные предложения, соединённые одиночным союзом и, не разделяются запятой, как и однородные члены.
Проверка домашнего задания (упр. 184, 185).
II. Объяснение нового материала.
Учащиеся наблюдают материал на с. 107—108, отвечают на вопросы и делают вывод:
а) неопределённо-личные предложения называют действие, совершаемое каким-то неопределённым лицом;
б) главный член неопределённо-личного предложения выражен глаголом в форме 3-го лица множественного числа настоящего или будущего времени либо глаголом во множественном числе в прошедшем времени и условном наклонении.
• Чтение теоретического материала на с. 108.
III. Закрепление материала.
1. В упр. 190 учащиеся подчёркивают главный член предложения и указывают, чем он выражен.
2. Перед выполнением упр. 192 на с. 108—109 учитель вместе с учащимися анализирует предложения, записанные на доске.
Из речи пустой мысли не извлечёшь. (Пословица)
Береги честь смолоду. (Пословица)
Вопросы к классу:
— Какие это предложения по структуре, по форме?
Ответ: определённо-личные предложения, называющие действие, которое относится к широкому, обобщённо представленному кругу лиц.
— Как надо понимать термин “обобщённое лицо”?
Ответ: отношение к широкому, обобщённо представленному кругу лиц.
— Какова сфера применения этих предложений?
Ответ: пословицы, поговорки, рекомендации, инструкции, советы, т. е. обращение ко многим.
Из упр. 192 учащиеся выписывают неопределённо-личные предложения, называющие действие, которое относится к широкому, обобщённо представленному кругу лиц.
3. Творческое задание.
Составьте рекомендации на одну из тем: “Как испечь праздничный пирог”, “Как пользоваться компьютером”.
4. Для самостоятельной работы.
— Спишите, обозначьте, какой формой глагола выражено сказуемое в неопределённо-личных предложениях. Подчеркните переходные глаголы одной чертой, непереходные — двумя.
1) Мудрого и без слов узнают. 2) (Не)всякий гриб в лукошко кладут. 3) Знай больше, да говори мен..ше. 4) Хлеб-соль еш(?), а правду реж(?). 5) Умную голову почитают (с)молоду. 6) С людьми с..ветуйся, а своего ума (не)теряй. 7) Друга на деньги (не)куп..шь. 8) В лес дров (не)возят. 9) Рваным нев..дом рыбу (не)лов..т. 10) Лёжа хлеб (не)добуд..шь. 11) От хлеба-соли (не)отказываются.
Тестовые задания
1. Укажите неопределённо-личное предложение.
а) Вечер прохладен и светел.
б) Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык.
в) Пахло милым тлением осени.
г) Там под горой пасут овец одна другой жирнее.
Ответ: г.
2. Найдите определённо-личное предложение.
а) Не спешите отправляться в путь.
б) Нет дыма без огня.
в) Егорушке дали ложку.
г) В книге ищи не буквы, а мысли.
Ответ: г.
3. Укажите форму глагола, которая не может быть сказуемым в неопределённо-личном предложении.
а) попросили
б) люблю
в) напишут
г) распрямляют
Ответ: б.
IV. Домашнее задание: § 33, упр. 191; просмотреть и принести на следующий урок инструкции по эксплуатации (компьютера, телевизора, пылесоса, электроплиты и др.); принести тетрадь по физике или химии с описанием одного из опытов.