Поурочные разработки по Русскому языку 8 класс Л. А. Тростенцовой - 2016 год
Виды словосочетаний - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: учить определять виды словосочетаний, конструировать словосочетания и составлять их схемы; показать возможности художественной выразительности словосочетаний; развивать навыки устной и письменной речи.
Планируемые результаты: знание видов словосочетаний; умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, объяснять языковые явления и процессы.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Лингвистическая разминка
— Спишите, вставьте пропущенные буквы.
1) Окруже..а лесом, смышлё..ый малыш, работал сосредоточе..о.
2) Езже..ые-переезже..ые, ветре..ый день, краше..ый охрой.
3) Непуга..ые птицы, жёва..ая бумага, занесе..ы в списки.
4) Насыпа..ы листья, золочё..ая рамка, получе..о от отца.
— В каких рядах во всех словах на месте пропуска пишется одна буква н? (3, 4.)
III. Проверка домашнего задания
1. Рассказ о словосочетании как единице синтаксиса.
2. Упр. 57 — чтение и обсуждение творческих работ.
IV. Работа по теме урока
1. Обсуждение вопроса
— Как могут сочетаться между собой части речи?
2. Слово учителя
Грамматическая форма словосочетания — это его строение, схема. Схема может быть условной, содержать только названия частей речи. Например: олимпийское движение — “прил. + сущ.”, преодолеть препятствие — “глаг. + сущ.”, увлекаться спортом — “глаг. + сущ.”, слишком быстро — “нареч. + нареч.” и т. д. Более конкретная схема указывает на формы зависимого слова: уверенный в себе — “прил. + предлог + мест, в Д. п.”. Местоимение выражает зависимость от главного слова формой падежа, которая не изменяется при изменении главного слова: уверенного в себе, уверенному в себе и т. д.
По морфологической принадлежности словосочетания делятся на три вида: именные (главное слово — имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение), глагольные (главное слово — глагол или его формы) и наречные (главное слово — наречие).
3. Работа по учебнику
(Чтение и обсуждение теоретических сведений (с. 36).)
V. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
1. Упр. 59 — комментированное письмо, морфологический разбор на доске.
2. Упр. 61 — обсуждение вопроса, письменное выполнение.
Комментарии
Близкие по лексическому и грамматическому значению словосочетания называются синонимичными.
Можно заменить синонимичными словосочетаниями: редакторская правка, грамота на берёсте, лист клёна, солнечный луч, норковая шуба, бассейн для плавания, небо в звёздах.
Нельзя заменить синонимичными словосочетаниями: цветастый платок, письмо друга, идти лесом.
3. Упр. 62 — чтение текста, обсуждение заданий, морфемный разбор на доске.
Комментарии
Необычным соединением слов достигается художественная выразительность текста. В основе таких необычных соединений лежит метафора.
4. Упр. 63 — комментированное письмо.
Комментарии
Обратим внимание на двоякий смысл выражения вбивать клин. Оно может иметь как прямое значение (вколачивать заострённый книзу кусок дерева или металла), так и переносное (разобщать, делать кого-либо чужими, враждебными друг другу).
2. Практическое задание
— Выберите словосочетания из лингвистической разминки, определите их вид.
VI. Подведение итогов урока
— Назовите виды словосочетаний.
— По каким признакам выделяются виды словосочетаний?
— Что надо знать, чтобы построить схему словосочетания?
Домашнее задание
1. § 10.
2. Упр. 60.