Поурочные разработки по Русскому языку 8 класс Л. А. Тростенцовой - 2016 год
Синтаксические связи слов в словосочетаниях - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: познакомить с основными видами подчинительной связи (согласование, управление, примыкание); учить определять виды связи слов в словосочетаниях; закреплять понятия о строении и значении словосочетаний; дать понятие о синонимичных словосочетаниях; закреплять умения конструировать словосочетания и составлять их схемы; развивать культуру речи.
Планируемые результаты: умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, определять виды связи слов в словосочетаниях, составлять схемы словосочетаний, обнаруживать и устранять речевые ошибки.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Лингвистическая разминка
— Запишите словосочетания в три столбика: именные, глагольные, наречные.
Осенняя пора, виртуозно играть, очень весело, довольно прохладно, часы остановились, сидеть за партой, прекрасное настроение, второй урок, читать лёжа, румяное яблоко.
— Какое сочетание слов не вошло ни в одну колонку? Почему?
(Часы остановились — грамматическая основа.)
III. Проверка домашнего задания
— Расскажите о видах словосочетаний.
(Упр. 60 — чтение примеров и определение видов словосочетаний.)
IV. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
1. Чтение определения для заучивания (с. 39).
2. Чтение и обсуждение материала для самостоятельных наблюдений (с. 39).
2. Слово учителя
Самостоятельные части речи соединяются в составе словосочетания с помощью трёх видов связи: согласования, управления, примыкания. Вид связи определяется грамматическими свойствами зависимых слов.
1) Если зависимое слово отвечает на вопросы какой? который? чей?, то этот вид связи — согласование. Зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже: ранняя осень — ранней осени, своя игра — свою игру, пятый элемент — пятым элементом, лечащий врач — лечащему врачу.
2) Если в качестве зависимого слова выступает имя существительное или слова с признаками существительного, это управление. Главное слово управляет зависимым. При управлении форма зависимого слова не изменяется при изменении формы главного слова: учиться в школе — учусь в школе, товарищ по школе — товарища по школе, встретить вас — встретил вас, поддержать оступившегося — поддержали оступившегося.
3) Если зависимое слово — наречие, деепричастие или начальная форма глагола, это примыкание. Зависимое слово примыкает к главному по смыслу: быстро соображать, довольно быстро, макароны по-флотски, шёл напевая, собираюсь уехать.
V. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
1. Упр. 64 — комментированное письмо.
2. Упр. 65 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой.
3. Упр. 66 — устное выполнение.
Комментарии
Исправленный вариант: молодой доцент, внимательный доктор, талантливый профессор.
4. Упр. 68 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой.
Комментарии
Предложное управление: забота о жизни народа, писать о событиях за рубежом, заплатить за билет, контроль за работой, наблюдать за порядком, спорить об условиях игры.
Беспредложное управление: озабоченность судьбой страны, описывать каникулы в деревне, оплатить проезд, контролировать работу, установить порядок, обсуждать условия игры.
5. Упр. 69 — устное выполнение.
Комментарии
Не являются словосочетаниями: поверхностно и формально, конфликты и конфликтные ситуации (связь сочинительная), из-под дома (существительное с предлогом), всходит луна (грамматическая основа).
2. Словарная работа
— Запишите в словарик слова из рамки (с. 40).
— Устно составьте с этими словами предложения.
VI. Подведение итогов урока
— Назовите виды синтаксической связи слов в словосочетаниях.
— Что характерно для каждого вида связи?
Домашнее задание
1. § 11.
2. Упр. 67, 70.
3. Контрольные вопросы (с. 44).