Уроки Русского языка в 9 классе
СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ - Урок 3 - СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ
I. Орфографическая работа.
Растущий и развивающийся талант, одаренный юноша, посвятить юношеское стихотворение, увлекаться декламацией, ответить эпиграммой на притеснения и преследования, карикатура на тщеславного вельможу, блистать в свете, воззвание к народу, впечатление от посещения лицея, искоренить зло, сверкающие блестки снега.
II. Проверка домашнего задания.
III. Объяснение нового материала.
Учитель сообщает учащимся, что в сложных предложениях могут оказаться рядом два союза (или союзных слова): два подчинительных союза (или подчинительный союз и союзное слово), сочинительный и подчинительный союзы (или сочинительный союз и союзное слово). Запятая на стыке подчинительных союзов ставится, если возможно изъятие внутренней придаточной части, которое не нарушает структуры предложения.
Запись предложений и их анализ.
Но в этом болоте невозможно было стоять, потому что, когда в первые морозы оно покрылось слоем льда, вода подо льдом понизилась, и так образовался лед-тощак. (М. Пришвин.) Думал я, что если не случится в этот час перемены, то судье уток не стрелять этим утром. (М. Пришвин.) |
(Ср.: ... невозможно было стоять, потому что вода подо льдом понизилась (когда ...) (Ср.: Думал я, что ... то судье уток... — замена невозможна.) |
Запятая на стыке сочинительного и подчинительного союзов не ставится, если подчинительный союз имеет в главной части предложения вторую часть двойного союза (то, так) или союз но.
Не разделяются, как правило, запятой сочинительный и подчинительный союзы, стоящие в начале предложения: И когда я уезжал, старуха вынесла мне гуся. (М. Пришвин.)
IV. Закрепление материала.
1. Предупредительный диктант.
1) Петька очень боялся идти в воду, но когда вошел, то не хотел вылезать из нее и делал вид, что плавает. (JI. Андреев.) 2) Мороз усилился, и, когда Сашка проходил в светлом круге, который образовался от зажженного фонаря, он видел медленно реявшие в воздухе маленькие сухие снежинки. (JI. Андреев.) 3) Вместе с матерью он боялся опоздать, хотя до отхода поезда оставалось добрых полчаса; а когда они сели в вагон и поехали, Петька прилип к окну, и только стриженая голова его вертелась на тонкой шее, как на металлическом стержне. (Л. Андреев.) 4) Солнце светит так, что, если закрыть на минуту глаза, сквозь закрытые плотно веки видишь пламенную завесу пожара. (И. Соколов-Микитов.) 5) Откуда-то из-за Волги нашли тучи, и, прежде чем мальчики успели сесть в открытую коляску, загрохотал гром и застучали крупные капли дождя. (А. Виноградов.) 6) Был девятый час утра, и, хотя жители уже давно встали, людей на улице было немного.
2. Упр. 248 (4-е, 5-е предложения; схемы предложений вычерчиваются на доске).
Домашнее задание: § 18; упр. 245; подготовка к контрольному словарному диктанту; § 19 (самостоятельно).
Индивидуальные задания (к уроку 64): подготовить сообщения по темам: 1) «Все народы меняются словами» (В. Белинский); 2) «Устаревшие слова как живые свидетели истории»; 3) «Русский язык «может живой, как жизнь, обогащаться ежеминутно» (Н. Гоголь).
Можно предложить учащимся литературу для подготовки сообщения.
1. Вартаньян Э. Путешествие в слово.— 3-е изд.— М., 1987.
2. Гвоздарев Ю. А. Язык есть исповедь народа.— М., 1993.
3. Григорян Л. Т. Язык мой — друг мой.— М., 1976.
4. Иванова В. Ф., Потиха 3. А., Розенталь Д. Э. Занимательно о русском языке.— Л., 1990.
5. Леонтьев А. А. Путешествие по карте языков мира.— М., 1990.
6. Львова С. И. Язык в речевом общении.— М., 1992.
7. Львова С. И. Там, где кончается слово.— М., 1991.
8. Люстрова 3. Н., Скворцов Л. И., Дерягин В. И. Беседы о русском языке.— М., 1976.
9. Матвеева Н. Свидетели истории народа. Наследие пращуров.— М., 1993.
10. Милославский И. Г. Как разобрать и собрать слово.— М., 1993.
11. Откупщиков Ю. К истокам слова.— 3-е изд.— М., 1986.
12. Рогожникова Р. П., Карская Т. С. Школьный словарь устаревших слов.— М., 1996.