Все уроки Русского языка 9 класс
Сложноподчинённое предложение. Подчинительные союзы и союзные слова - СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Цель: углубить знания о сложноподчинённом предложении; повторить и закрепить сведения об их основных признаках; формировать умения определять средства связи главной и придаточной частей; совершенствовать пунктуационные навыки.
Оборудование: таблица, учебные тексты.
Тип урока: урок изучения нового материала.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
Беседа
• Что такое сложноподчинённое предложение?
• Как связываются простые предложения в составе сложного?
• Какие группы сложных предложений вы знаете?
III. Постановка целей и задач урока.
Мотивация учебной деятельности
Вы уже знаете об основном различии сложносочинённых и сложноподчинённых предложений: в составе сложносочинённых — простые предложения грамматически равноправны, а в составе сложноподчинённых — неравноправны.
Сегодня на уроке мы убедимся в этом: углубим знания о сложноподчинённом предложении и его основных признаках, определим роль союзов и союзных слов.
IV. Изучение нового материала
1. Сопоставительная работа с языковым материалом
(с комментариями учителя)
Как известно, сложноподчинённые предложения в большей степени, чем сложносочиненные, располагают возможностями передачи разнообразных отношений между мыслями, суждениями. Поэтому они широко используются в научной и публицистической речи, для которых характерна подчеркнутая логичность изложения.
Сравните сложносочиненные и сложноподчиненные предложения в структурном и стилистическом отношении (обращение к записи на доске).
1) Солнце уже спряталось, и на цветущей ржи растянулись вечерние тени (А. Чехов). 2) В России XVIII века открылись двери для светской науки, и тотчас же в стране появился ученый мирового размаха — ломоносов. 3) Большая часть гнездовой территории оказалась занятой, и начались драки с самцами, ищущими гнездовую территорию |
1) Солнце уже спряталось, вследствие чего на цветущей ржи растянулись вечерние тени. 2) Едва в России XVIII века открылись двери для светской науки, как тотчас же в стране появился ученый мирового размаха — ломоносов. 3) Драки с самцами, ищущими гнездовую территорию, начинаются после того, как большая часть гнездовой территории окажется занятой |
Комментарий учителя
В сложноподчиненном предложении смысловые отношения выражаются с большей четкостью. В первом примере (из художественной речи) более уместно сложносочиненное предложение, в котором более тонко, не так подчеркнуто выражены причинно-следственные отношения. Во втором и третьем случаях (примеры взяты из публицистической и научной речи) более уместным является сложноподчиненное предложение.
2. Объяснение учителя
(с попутным тезированием учащимися основных положений)
Сложноподчинённые предложения включают главное и одно или несколько придаточных предложений. Придаточные подчиняются главному и отвечают на вопросы членов предложения. Придаточное может стоять после главного, в середине его или перед ним: Нужно читать только те книги, которые учат понимать смысл жизни, желания людей и мотивы их поступков (М. Горький). Ветви деревьев казались мохнатыми и, когда набегал ветерок, слегка шумели первым зелёным шумом (Г. Скребницкий). Если бы язык не был поэтичен, не было бы искусства слова — поэзии (С. Маршак).
место придаточного предложения по отношению к главному можно изобразить графически:
[=], (которые =).
[- = и, (когда = -), =].
(Если - =), [=].
Придаточные предложения отделяются от главного запятыми. Если придаточное стоит в середине главного, оно выделяется запятыми с обеих сторон.
Если в сложноподчинённом предложении несколько придаточных, то они могут пояснять не только главное предложение, но и друг друга, например: 1) Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное (М. Горький). 2) Живопись важна ещё и тем, что художник часто замечает то, чего мы совсем не видим (К. Паустовский).
когда? что?
1) (Когда -), [- =], (что = -).
чем? что?
2) [- =], (что - =), (чего - =).
В первом сложноподчинённом предложении главное предложение поясняется двумя придаточными. Во втором сложноподчинённом предложении главное предложение — Живопись важна ещё и тем; первое придаточное — что художник часто замечает то — поясняет главное, а само поясняется вторым придаточным — чего мы совсем не видим.
Придаточные предложения присоединяются к главному (или к другому придаточному) подчинительными союзами (простыми и составными) или союзными словами (относительными местоимениями), которые представлены в таблице (запись на доске):
Подчинительные союзы |
Союзные слова |
||||
простые |
составные |
||||
что |
чтобы |
потому что |
оттого что |
который |
какой |
ибо |
когда |
так как |
так что |
кто |
что |
пока |
как |
лишь только |
как будто |
как |
где |
будто |
словно |
с тех пор как |
в связи с тем что |
куда |
откуда |
если |
и др. |
когда |
|||
и др. |
и др. |
Подчинительные союзы не является членами придаточного предложения, а служат только для присоединения придаточных к главному или другому придаточному: Горько думать, что пройдёт жизнь без горя и без счастья, в суете дневных забот (И. Бунин).
Союзные слова не только прикрепляют придаточные предложения к главному (или другому придаточному), но и являются членами придаточных предложений: Был тот особенный вечер, какой бывает только на Кавказе (Л. Толстой).
V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся
1. Творческая работа: конструирование сложноподчинённых
предложений и использование их в собственных высказываниях
Составьте сложноподчиненные предложения по данному началу, объясните знаки препинания.
Образец. Я очень люблю читать сказки, потому что в них рассказывается о таинственных и невероятных событиях.
Я очень люблю читать сказки, ... .
Мы живем в городе Харькове, ... .
Когда я вырасту, ... .
Если бы животные могли разговаривать, ... .
Для того чтобы стать космонавтом, ... .
Хотя я никогда не был на море, ... .
2. Практическая работа
Перепишите, расставляя знаки препинания. Укажите, в каких сложных предложениях простые связываются при помощи союзов, а в каких — при помощи союзных слов.
1) Как только гусь поднимал вверх свои полутораметровые крылья бычок не выдерживал и пускался наутек (Н. Носов). 2) Что думала Травка глядя на маленького человека в елани можно легко догадаться (М. Пришвин). 3) Убеждение Валека что Тыбурций все знает произвело и на меня свое действие (В. Короленко). 4) После того как книга эта была написана и приготовлена к печати мне захотелось перед публикацией познакомить с ней ее главного героя (Б. Полевой). 5) Чем в городе было беспокойнее и страшнее тем упрямее лез Гаврик в самые глухие опасные места (В. Катаев). 6) А всего сильней желаю я тебе товарищ мой чтоб со скорою победой возвратился ты домой (М. Исаковский). 7) И тот кто с песней по жизни шагает тот никогда и нигде не пропадает (В. Лебедев-Кумач).
3. Работа с упражнениями учебника (по выбору учителя)
VI. Рефлексия. Подведение итогов урока
Фронтальная беседа (интерактивный прием «Микрофон»)
• Что называется сложноподчиненным предложением?
• Из каких частей состоят сложноподчиненные предложения?
• В каком стиле речи чаще всего употребляются сложноподчиненные предложения?
• Почему в научном стиле употребляются сложноподчиненные предложения?
• Чем связываются придаточные предложения с главным?
• Как отличить подчинительные союзы от союзных слов?
VII. Домашнее задание
1. Выучить теоретический материал по теме урока.
2. Выполнить (письменно) упражнение по выбору учителя.