Все уроки Русского языка 9 класс
Строение сложноподчиненного предложения. Указательные слова - СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Цели: закрепить понятие о сложноподчиненном предложении и средствах связи главного предложения с придаточным; формировать умение выделять в сложноподчиненных предложениях указательные слова, с помощью вопроса к ним определять синтаксическую роль придаточной части.
Оборудование: учебные тексты, таблица.
Тип урока: комбинированный.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
1. Беседа
• Назовите основные признаки сложноподчиненного предложения.
• Докажите, что союзные слова являются членами предложения.
2. Практическая работа: конструирование сложноподчиненных предложений
Выделенные слова замените подходящими по смыслу местоимениями и наречиями, а затем составьте сложноподчиненные предложения, использовав данные предложения в качестве придаточных. Союзные слова подчеркните как члены предложения (предварительно выделите грамматическую основу).
Образец. Озеро поблёскивало внизу (которое).— После долгих блужданий по лесу мы вышли к озеру, которое поблёскивало внизу.
Сн..гирь клевал р..бину под моим окном. На берегу ручья густо цв..тут незабудки. Барх..тные л..ловые кисти с..рени залили сад своим тонким ароматом.
Мороз кр..пчал. Сырость всегда чувствуется на песчаных берегах больших рек. По берегам были в..дны следы вчерашн..й бури. Город расположен на в..ршине горы, покрыт.. й сплошным лесом.
III. Постановка целей и задач урока.
Мотивация учебной деятельности
Учитель. Сложное предложение всегда интонационно завершено. Мы с вами уже говорили о том, что между частями сложного предложения возникают смысловые отношения. От одной части можно поставить вопрос к другой части или вставить определенное слово, чтобы было понятнее, на какой вопрос отвечает вторая часть. Большую роль в выражениях этих отношений играет интонация.
Как следует произносить сложноподчиненные предложения? Обычно между главным и придаточным предложениями соблюдается пауза, а на указательном слове (если оно есть) в главном предложении делается логическое ударение.
Какова же роль указательного слова в подчиненном предложении?
IV. Изучение нового материала
1. Беседа по материалу учебника
• На одинаковые или разные вопросы отвечают указательное слово и придаточное предложение?
• Какая часть речи выступает в качестве указательного слова в каждой конструкции?
• Чем прикрепляется придаточное предложение к главному?
2. Ознакомление с теоретическим материалом учебника
V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся
1. Стилистический эксперимент
(наблюдение над языковым материалом)
Объясните расстановку знаков препинания. Проведите эксперимент: замените данные союзные слова словом который; опустите указательные слова. Почему авторы употребили эти союзные слова, а не который, и использовали указательные слова?
1) Я думал также и о том человеке, в чьих руках находилась моя судьба (А. Пушкин). 2) И по его щекам поползли вниз блестящие капельки, какие бывают на окнах во время дождя (А. Чехов). 3) Она до сих пор не может забыть ту минуту, когда на нее в первый раз надели шелковое платье и поцеловали у ней ручку (И. Тургенев). 4) Мы бежали к старой скирде камыша, что стояла на берегу, на курганчике (Г. Троепольский). 5) За ним (Аденауэром) закрепилось малопочтенное звание «рыцаря холодной войны», кое он разделял с бывшим государственным секретарем США Даллесом (Из газет).
Комментарий учителя
Союзное слово чей вносит оттенок принадлежности, какой — оттенок сравнения, уподобления, когда — временной оттенок, что, как и который, имеет общее определительное значение, но, употребляясь реже, оказывается более выразительным, кой — архаичное, придает тексту ироническую окраску.
2. Практическая работа
Сначала выпишите, расставляя знаки препинания, сложноподчинённые предложения с указательными словами, затем — остальные. Объясните, почему в одних предложениях слова так, такой, тогда и другие являются указательными, а в других случаях не являются.
1) Я был тогда в лесу с об(?)ездчиком лесниками и рабочими и на моих глазах сотни гр..мадных деревьев валились как спички (А. Куприн). 2) Это была одна из тех ужасных гроз которые разр..жаются иногда над большими низм..нностями (А. Куприн). 3) Маша прошла (не)сколько шагов до того места где тропа ог..бала высохший осокорь и остановилась (К.Паустовский). 4) Совсем (не)верилось что так (не) давно в этом лесу р..сли грибы (В. Солоухин). 5) Вечер был так тих и тёпел что свечи на те(р, рр)а (с, сс)е и в столовой горели (не)подвижн..ми огнями (А. Куприн). 6) От всего существа майора Чернова веял.. таким спокойствием и силой что молодые бойцы сразу пр..ободрились (Л. Славин). 7) Такая тиш..на бывает только безветре(н, нн)ой ночью когда лёгкий хруст сухой тр..винки застаёт вас (в)расплох и заставляет сердце бит(?)ся глухо и торопливо (К. Паустовский). 8) Пример такого органического сл..яния с природой как это чу..вуешь в книгах Пришвина (не)сразу подберёшь (В. Лидин).
3. Творческая работа: усовершенствование написанного
а) Прочитайте предложения из сочинений школьников. Найдите и объясните ошибки в употреблении указательных слов. Исправленные предложения запишите.
1) Благодаря этому влиянию, которое оказал на меня Павлик, я скоро стал прилично играть в хоккей.
2) Ася была очень расстроена, что не хотела никого видеть.
3) Мне не терпелось узнать то, с каким счётом закончилась встреча.
4) Зрители поняли это оптимистическое настроение, которым была пронизана пьеса.
5) Зрители пришли поздравить его, кто был их любимым артистом многие годы.
К выделенному слову подберите антоним. Разъясните его лексическое значение и составьте с ним предложение.
б) Усильте выразительность речи, включив в предложения указательные слова.
Матери ненавидят оружие нападения, признавая только оружие, которым защищается жизнь. Ей даже стало холодно от счастья и захотелось петь, чтобы все знали о ее счастье.
в) В разговорном стиле необязательные указательные слова часто придают речи неуместный книжный оттенок. Устраните указательные слова в таких фразах.
Заслони лампу бумажным щитом для того чтобы она не разбудила Сережу.
Расскажи-ка мне поподробнее о том, что тебе сообщила Софья.
4. Работа с упражнениями учебника (по выбору учителя)
VI. Рефлексия. Поведение итогов урока
Фронтальная беседа (интерактивный прием «Микрофон»)
• Какова синтаксическая роль указательных слов в сложноподчиненных предложениях?
• Как образуются составные союзы?
• Как следует произносить сложноподчиненные предложения с указательными словами?
VII. Домашнее задание
1. Выучить теоретический материал учебника по теме урока.
2. Выполнить (письменно) упражнение по выбору учителя.