Русский язык поурочные разработки 9 класс к УМК Л. А. Тростенцовой - 2016 год
Развитие речи. Сочинение по картине И. Шишкина «На севере диком...» - СЛОЖНОСОЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Цели: развивать умение составлять рассказ по картине, навыки монологической речи, навыки выразительного чтения, творческие способности, наблюдательность; воспитывать любовь к природе.
Планируемые результаты: уметь подбирать материал к сочинению, описывать произведения живописи; владеть навыками выразительного чтения, навыками монологической речи; уметь объяснять языковые явления и процессы.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Лингвистическая разминка
— Запишите предложение под диктовку, сделайте его синтаксический разбор, укажите функции знаков препинания, определите художественные средства создания образа в поэтическом фрагменте.
Татьяна взором умилённым
Вокруг себя на всё глядит,
И всё ей кажется бесценным,
Всё душу томную живит
Полумучительной отрадой...
А. Пушкин
2. Проверка домашнего задания
(Упр. 72 — обсуждение вопросов и заданий.)
III. Работа по теме урока
Подготовка к устному сочинению
Беседа по картине.
— Бывали ли вы в художественных галереях, на выставках?
— Слушали ли рассказы экскурсоводов?
— Какими качествами, по-вашему, должен обладать экскурсовод?
— Что вы знаете о художнике И. Шишкине?
(Иван Иванович Шишкин (1832—1898) — один из лучших русских художников-пейзажистов, академик живописи, член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок. Пожалуй, самая популярная его картина — “Утро в сосновом лесу”, которую он написал совместно с К. А. Савицким, изобразившим семью медведей.)
— Рассмотрите репродукцию картины И. Шишкина “На севере диком...”.
— Что послужило поводом к созданию картины?
— Каков колорит картины? Какое значение он имеет?
— Как соотносится картина со стихотворением М. Ю. Лермонтова “Сосна”?
— Каким настроением проникнута картина Шишкина?
— Какие картины этого художника вам известны? (“Рожь”, “Корабельная роща”, “Дубовая роща”.)
IV. Закрепление изученного материала
(Устные рассказы по картине с использованием стихотворения (по заданию упр. 74).)
V. Подведение итогов урока
(Обсуждение выступлений.)
Домашнее задание
1. § 16.
2. Упр. 73, 78.