Русский язык поурочные разработки 9 класс к УМК Л. А. Тростенцовой - 2016 год
Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении - СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Цели: объяснить роль указательных слов; закрепить представление о сложноподчинённом предложении, о средствах связи в нём; формировать умения находить в сложноподчинённых предложениях указательные слова, исправлять ошибки, связанные с употреблением указательных слов; развивать пунктуационную зоркость.
Планируемые результаты: уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; понимать роль указательных слов; уметь правильно употреблять указательные слова и строить предложения с ними; уметь применять правила постановки знаков препинания в СПП; уметь объяснять языковые явления и процессы.
Ход урока 1
I. Организационный момент
II. Чтение и обсуждение изложений
III. Проверка домашнего задания
1. Обсуждение вопросов и заданий материалов для самостоятельного наблюдения (с. 66).
2. Обсуждение вопросов и заданий.
— Слова каких частей речи используются в качестве указательных?
— Приведите примеры предложений с указательными словами.
— Какую роль играют указательные слова?
— Прокомментируйте схемы строения сложноподчинённых предложений с указательными словами (с. 67).
— Что происходит, если подчинительные союзы (так как, потому что, после того как, с тех пор как и др.) расчленяются?
— В каких случаях составные союзы обязательно расчленяются?
3. Упр. 98 — чтение и обсуждение составленных предложений.
IV. Работа по теме урока
Слово учителя
Сделаем выводы. В сложноподчинённых предложениях встречаются указательные слова — местоимения или наречия: тот, там, таков, оттуда, оттого, потому и др., которые расположены в главной части предложения и указывают на то, что при главной части имеется придаточная. Указательные слова могут вносить добавочный оттенок, подчёркивать основное значение придаточной части и уточнять её тип.
Если составной подчинительный союз расчленяется (когда необходимо подчеркнуть сказанное), то первая часть остаётся в главном предложении, превращаясь при этом в указательное слово.
Составные союзы обязательно расчленяются, если перед ними употреблены слова лишь, только, прежде всего, именно, может быть и т. п., а также частицы и, не.
V. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
1. Упр. 99 — комментированное письмо.
2. Упр. 100 — чтение, обсуждение вопросов и заданий.
3. Упр. 102, 103 — работа по обнаружению и устранению речевых ошибок.
4. Упр. 104 — комментированное письмо.
2. Выполнение заданий
— Запишите предложения под диктовку.
— Определите функции союзов и роль указательных слов.
— Сделайте синтаксический разбор предложений.
После этого он привёл такие доказательства, что все мои сомнения отпали разом. Всё было так ясно и так просто, что я удивился, как этого раньше я не заметил. (В. Арсеньев)
VI. Подведение итогов урока
— Какова роль указательных слов в главной части сложноподчинённого предложения?
— Какой частью речи являются указательные слова?
— В чём отличие сложноподчинённых предложений с двойными союзами и сложноподчинённых предложений с составными союзами?
Домашнее задание
1. § 21.
2. Упр. 101.
Ход урока 2
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
1. Упр. 101 — чтение и обсуждение сочинений.
2. Связный рассказ о роли указательных слов.
III. Закрепление изученного материала
1. Выполнение заданий
1. Запишите предложения.
1) Эту семейную историю я столько раз слышал, что знал её почти наизусть.
2) Если б мишки были пчёлами, то они бы нипочём, никогда бы не подумали так высоко строить дом.
3) Чем дальше в лес, тем больше дров.
4) Никогда не говори о том, чего не знаешь.
— В каких предложениях встречаются двойные союзы, а в каких — указательные слова? (Двойные союзы — в предложениях 2 (если — то) и 3 (чем — тем); указательные слова — в предложениях 1 (столько) и 4 (о том).)
2. Определите роль слова что в каждом предложении.
1) О нищая моя страна,
Что ты для сердца значишь?
А. Блок
2) Знаю я, что в той стране не будет
Этих нив, златящихся во мгле.
С. Есенин
3) Оттого и дороги мне люди,
Что живут со мною на земле.
С. Есенин
(1-е предложение: что — относительное местоимение, дополнение; 2-е предложение: что — подчинительный союз; 3-е предложение: что = “которые” — относительное местоимение, подлежащее.)
3. Составьте предложения по данным схемам.
1) [ ], (которые ...).
2) [ ], (где ...)?
3) [Там ..., (где ...),...].
4) (Чтобы ...), [ ].
Примеры предложений
1) Приведите примеры слов, которые считаются устаревшими.
2) Что вы знаете о происхождении названия города, где вы живёте?
3) Там, где небо сходится с землёй, пламенела полоса заката.
4) Чтобы много знать, необходимо много читать.
2. Схематический восстановительный диктант
(Учитель читает предложения (между ними надо делать достаточно долгие паузы), ученики записывают в тетради только схемы. Затем учитель читает диктант второй раз, после чего учащиеся по схемам восстанавливают текст.)
(1)Воздух мы замечаем тогда, когда его начинает не хватать. (2)Чтобы сделать это выражение совсем точным, надо бы вместо слова “замечать” употребить слово “дорожить”. (З)Действительно, мы не дорожим воздухом и не думаем о нём, пока нормально и беспрепятственно дышим. (4)Но всё же, неправда, — замечаем. (5)Даже и наслаждаемся, когда потянет с юга тёплой влагой, когда промыт он майским дождём, когда облагорожен грозовыми разрядами. (6)Не всегда ведь мы дышим равнодушно и буднично. (7)Бывают сладчайшие, драгоценные глотки воздуха, которые человек помнит всю жизнь.
(19 слов) (По В. Солоухину)
Примечание
Схемы предложений:
1) [... тогда], (когда ...).
2) (Чтобы ...), [ ].
3) [ ],(пока...).
4) [ ].
5) [ ], (когда ...), (когда ...), (когда ...).
6) [ ].
7) [ ], (которые ...).
(Ученики сдают тетради на проверку.)
Диктант, который мы только что написали, необычный. Вы восстанавливали предложения по схемам, которые составили на слух. Этот приём можно применять и в работе над изложениями. В течение года мы напишем несколько изложений, чтобы основательно подготовиться к экзамену.
3. Работа по учебнику
(Упр. 105 — самостоятельная работа с последующим обсуждением.)
IV. Подведение итогов урока
— В чём особенность сложноподчинённых предложений с указательными словами?
— Как отличить сложноподчинённые предложения с двойными союзами от сложноподчинённых предложений с составными союзами?
Домашнее задание
1. § 21.
2. Упр. 106.