Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными - ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Русский язык поурочные разработки 9 класс к УМК Л. А. Тростенцовой - 2016 год

Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными - ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Цели: ознакомить со структурой сложноподчинённых предложений с придаточными определительными; научить определять значение придаточных определительных, находить средства связи придаточного предложения с главным; формировать умения строить по указанным схемам сложноподчинённые предложения с придаточными определительными, заменять причастные обороты придаточными определительными; совершенствовать пунктуационные навыки.

Планируемые результаты: уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; знать основные группы сложноподчинённых предложений; уметь характеризовать придаточные определительные; уметь применять правила постановки знаков препинания в СПП; уметь объяснять языковые явления и процессы.

Ход уроков

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Упр. 106 — чтение текста с восстановленным порядком абзацев; пересказ.

Восстановленный порядок абзацев: 3, 4, 1, 2.)

III. Работа по теме урока

1. Беседа об основных группах сложноподчинённых предложений

— Запишите предложения и определите в них второстепенные члены, поставив соответствующие вопросы.

1) Сердце предчувствовало (что?) недоброе. (Дополнение.)

2) Мой (чей?) дом находится в новом районе. (Определение.)

3) Мы добрались до цели нашего путешествия (когда?) вечером. (Обстоятельство.)

— Подберите к данным предложениям синтаксические синонимы, т. е. перестройте предложения таким образом, чтобы они стали сложноподчинёнными.

1) Сердце предчувствовало, что случится что-то недоброе.

2) Дом, в котором я живу, находится в новом районе.

3) Мы добрались до цели нашего путешествия, когда наступил вечер.

— Поставьте вопросы к придаточным предложениям.

1) предчувствовало (что?)

2) дом (какой?)

3) добрались (когда?)

— Сравните простые и сложноподчинённые предложения и сделайте выводы.

• Придаточные предложения сходны по смыслу со второстепенными членами предложения.

• Три основные группы придаточных предложений соответствуют трём группам второстепенных членов: дополнениям, определениям, обстоятельствам.

2. Слово учителя

Основные группы сложноподчинённых предложений носят названия, похожие на названия второстепенных членов: сложноподчинённые предложения с придаточными определительными, изъяснительными (сходны с дополнениями) и обстоятельственными, которые в свою очередь делятся на подгруппы.

— Как мы определяем, какой второстепенный член перед нами? (По вопросу.)

Точно так же мы определим, к какой группе относится придаточное предложение. Главное — правильно задать вопрос. Начнём с придаточных определительных.

— Запишите предложения, поставив к придаточным вопросы.

1) Грош цена человеку (какому?), который не может сломить дурной привычки.

2) Комната (какая?), куда меня привели, была похожа, скорее, на сарай.

3) И боль (какая?), что скворчонком стучала в виске, стихает, стихает... (Б. Окуджава)

4) И нищий наездник таится в ущелье (каком?), где Терек играет в свирепом веселье. (А. Пушкин)

— К чему относятся придаточные предложения, от каких слов в главном предложении ставится вопрос к придаточному? (Придаточные относятся к существительным в главном предложении, от них ставится вопрос.)

— Каким способом придаточные предложения присоединяются к главному? (С помощью союзных слов который, куда, что, где.)

Рассмотрим отдельно, вне контекста слова который, куда, что, где.

— С какими членами предложения могут быть связаны эти слова? (Который — с определением, что — с подлежащим или дополнением, куда, где — с обстоятельством.)

Обратим внимание, что для определения вида придаточного предложения необходим контекст, нужно поставить вопрос, который и подскажет правильный ответ. Не столь важно, с помощью каких именно союзных слов присоединяется придаточное предложение; главное — на какой вопрос оно отвечает.

3. Работа по учебнику

1. Чтение теоретических сведений (с. 72—73, 75).

2. Чтение и обсуждение материала для самостоятельных наблюдений (с. 73).

IV. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

1. Упр. 107 — комментированное письмо.

2. Упр. 108, 109 — работа выполняется по пяти вариантам с последующим обсуждением.

3. Упр. 110 — самостоятельная работа.

4. Упр. 104 — комментированное письмо.

V. Подведение итогов урока

— Назовите три основные группы сложноподчинённых предложений.

— Расскажите об особенностях сложноподчинённых предложений с придаточными определительными.

Домашнее задание

1. § 22.

2. Упр. 111.

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

1. Упр. 111 — чтение и обсуждение заданий.

Пояснение учителя

Во всех предложениях упр. 111 придаточные определительные относятся к местоимениям {всё, таким, каждый). В некоторых учебниках такие придаточные называют местоименно-определительными.

2. Связный рассказ о СПП с придаточными определительными.

III. Работа по теме урока

1. Работа с таблицей

Все виды придаточных предложений можно представить в виде таблицы. Будем заполнять её по мере изучения материала.

Выберем материал для таблицы, порядок характеристик придаточного предложения. Что важнее для определения вида придаточного: на какой вопрос оно отвечает или при помощи чего оно присоединяется к главному?

Виды придаточных предложений

п/п

Вид

придаточного

На какой вопрос отвечает

К чему относится

Место придаточного

При помощи чего присоединяется

1

Определительное

Какой?

К существительному в главном предложении

После определяемого слова

Союзных слов который, что, где, куда и др.


Местоименно-определительное

Какой? Кто именно? Что именно?

К местоимению в значении существительного

До и после определяемого слова

Союзных слов кто, что

2

Изъяснительное

Вопросы косвенных падежей

К словам со значением мысли, речи, чувства

Свободное (до, после, внутри главного предложения)

Союзов что, как, будто, чтобы; союзных словкто, что и др.; частицы ли

3

Обстоятельственные


Времени

Когда? Как долго? С (до) каких пор?

Ко всему главному предложению

Свободное

Союзов когда, пока, с (до) тех пор как, как только и др.


Места

Где? Куда? Откуда?

Ко всему главному предложению

Свободное

Союзных слов где, куда, откуда


Причины

Почему? Отчего?

Ко всему главному предложению

Свободное

Союзов потому что, оттого что, так как, благодаря тому что, ибо и др.


Следствия

Что является следствием этого?

Ко всему главному предложению

Свободное

Союза так что


Условия

При каком условии?

Ко всему главному предложению

Свободное

Союзов если, раз, когда и др.


Уступки

Несмотря на что?

Ко всему главному предложению

Свободное

Союзов хотя, несмотря на то что, пускай, как нии др.


Цели

Зачем? С какой целью?

Ко всему главному предложению

Свободное

Союзов чтобы, для того чтобы и др.


Образа действия

Как? Каким образом?

К сочетанию с указательным словом

После главного

Союзов и союзных слов что, как, чтобы, словнои др.


Меры и степени

В какой степени? Насколько?

К сочетанию с указательным словом

После главного

Союзов и союзных слов что, как, будто, словно, сколько и др.


Сравнения

Как? В сравнении с чем?

Ко всему главному предложению

Свободное

Союзов как, подобно тому как, чем, будто, точно, словно и др.

4

Присоединительное

Что можно к этому добавить?

Ко всему главному предложению

После главного

Союзных слов что, отчего, зачем, почему

Основные группы сложноподчинённых предложений

(Таблицу можно строить в специальной тетради-словарике, постепенно на уроках добавляя строки. Готовые таблицы корректируются в классе. Можно продемонстрировать таблицу на интерактивной доске, чтобы она была перед глазами учеников.)

2. Конструирование предложений

— Составьте сложноподчинённые предложения с придаточными определительными, соответствующие схемам:

1) [..., (где ...),...].

(Улицы, где мы провели детство, навсегда останутся в памяти.)

2) [... то ...], (что ...).

(Надо закончить, наконец, то дело, что мы начали на прошлой неделе.)

3) [... тот], (кому ...).

(Друг — это тот, кому можно доверять.)

4) [Все, (кто ...),...].

(Все, кто был в походе, ещё больше сдружились за эти две недели.)

— Подберите примеры к таблице, внесите их в тетрадь.

IV. Закрепление изученного материала

1. Выполнение задания

— Замените сложноподчинённые предложения синтаксическими синонимами — простыми предложениями.

1) После рекламной паузы вернёмся к событиям, которые происходят в этом матче.

(После рекламной паузы вернёмся к событиям этого матча.)

2) Гриб, что я нашёл, оказался отличным боровиком.

(Найденный мною гриб оказался отличным боровиком.)

3) Цвета костюмов, которые сшили для участников Олимпиады, соответствовали цветам национального флага.

(Цвета костюмов, сшитых для участников Олимпиады, соответствовали цветам национального флага.)

2. Работа по учебнику

1. Упр. 112 — комментированное письмо.

2. Упр. 113, 114 — работа по обнаружению и устранению речевых ошибок (проводится по трём вариантам с последующим обсуждением).

3. Упр. 116 — самостоятельная работа; обсуждение вопроса.

3. Словарная работа

— Запишите в словарик слово из рамки (с. 77).

— Составьте с ним словосочетания.

V. Подведение итогов урока

— К словам каких частей речи может относиться придаточное определительное?

— Какую позицию по отношению к главному предложению может занимать придаточное определительное?

Домашнее задание

1. § 22, 23 (самостоятельное изучение).

2. Упр. 115.






Для любых предложений по сайту: [email protected]