ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ - Урок 3 - СЛОВОСОЧЕТАНИЕ. ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Диктанты по русскому языку 5 класс к учебнику Т. А. Ладыженской

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ - Урок 3 - СЛОВОСОЧЕТАНИЕ. ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Однородные члены

Подчеркните однородные члены, укажите, какими членами предложения они являются.

1. В этом месяце соловей звонко пел, щёлкал. Ребята удивляются. А когда он спит? Утром и вечером птицы поют и играют. Тут услышишь и звонкие голоса, и скрипку, и барабан, и лай, и вой, и кашель, и жужжанье, и урчанье. Звонкими и чистыми голосами поют зяблики, соловьи, дрозды. Скрипят жучки и кузнечики, барабанят дятлы, свистят флейтой иволги и маленькие дрозды. Жужжат пчёлы и шмели. Дятлы ищут сухие сучья. Вот какой чудесный оркестр в лесу! (По В. Бианки, 72 слова)

2. Весной и летом дуют сильные ветры. Бури загоняют рыбу в тихие места: в глубокие и тёмные ямы, в тростники и камыши. Но вот надвигается ненастье. Все рыбы уплывают и прячутся в укромные места. В жару рыба ищет прохладные места. В этих местах воду охлаждает ключ, он бьёт из-под земли.

Короткие дожди и грозы освежают воду и пробуждают аппетит у рыбы. Их надо прикармливать изо дня в день. А за ними придут хищные рыбы: окуни, щуки и судаки. (По В. Бианки, 77 слов)

3.

Ящерица

Я изловил в лесу ящерицу и принёс её домой. Жила она в банке. Туда я насыпал песку и камешков. Каждый день я менял в банке воду и пускал туда мух, червячков. Ящерица с жадностью их поедала, схватывала широким ртом. Очень ей нравились капустные бабочки. Она быстро поворачивала в их сторону головку, открывала рот, высовывала язык и прыгала за вкусной едой. Вскоре у ящерицы родились детёныши. Теперь маленькая семья вползала на камешки и нежилась на солнышке. (По В. Бианки, 75 слов)

4. Степан бросился в палисадник и хотел схватить Муму, но она ловко вывернулась из-под его пальцев, подняла хвост и побежала к Герасиму. Степан начал ловить её у ног хозяина, но проворная собачка не давалась в руки, прыгала и увёртывалась. Герасим с усмешкой смотрел на эту возню. Потом он подозвал Муму, поднял её с земли и передал Степану. Степан принёс её в дом и поставил на паркет. Барыня ласковым голосом звала Муму. Муму испугалась и бросилась к двери, потом прижалась к стене. Она тоскливо оглядывалась и не трогалась с места. (По И. Тургеневу, 88 слов)

5. Однажды мы поймали промокших птенцов и посадили в гнездо. Слабенькие птенцы сжались и придвинулись К своим сестричкам и братишкам. Родители кормили птенцов. Днём из гнезда вылетел ещё один птенчик и сел на ступеньку крыльца. Его не могли поймать. При приближении человека он взлетел и уселся на ветку сирени. Мы боялись, что птенцов изловит наш чёрный кот. Взрослые птички долго и беспокойно кружились над птенцами. (По И. Соколову-Микитову, 64 слова)

6. Прилетела красавица Весна на крыльях. И стало шумно в лесу. Снег рушится, журчат ручьи, льдинки в них звенят, в ветвях ветер свистит. А птицы поют, заливаются и покоя не знают.

А Дед Мороз всё слышит. Пробрался он ночью в тёмный лес и спрятался под елью. Вот он увидел зайчика. А зайчик ещё белый, шубку не поменял. Но прошло время, и зайчишка стал серым. А вот медведь остановился, когтями из земли корешки выкопал, жуёт и хрюкает от удовольствия. Посмотрел Дед Мороз на них и ушёл. (По В. Бианки, 84 слова)

Простые и сложные предложения

Запишите в скобках синтаксическую характеристику предложений (простое, сложное).

1. Лес кончился, и Люся вышла на поле. Здесь было ясно и чисто. Воздух звенел на солнце, и этот звон усиливался. Потом всё смолкло и затихло. Лес на горе шевелился и дышал берёзовым дымком. Небо было высокое, но синь на нём уже отцвела, и чувства в его глубине уменьшились, и в его загадочности появилось много усталости. Люся повернула к речке. Около дороги пробежал ёж, и Люся обрадовалась. Она улыбнулась и вскоре вышла к лесу. (По В. Распутину, 73 слова)

2. Кай и Герда вышли от Снежной королевы. Они говорили о бабушке, о розах, и на пути их стихали свирепые ветры, а солнечные лучи пробивали тучи.

Вот запели первые птички, деревья покрылись зелёными почками. Дети шли, расцветали весенние цветы, и зеленела травка. Но вот послышался колокольный звон, и показались высокие башни их родного города. Они поднялись по знакомой лестнице и вошли в комнату. Цветущие розовые кусты заглядывали в открытое окошко. Тут стояли детские скамеечки. Кай с Гердой уселись на них и взяли друг друга за руки. (По Г.-Х. Андерсену, 85 слов)

3.

Майские жуки

Ещё не отцвели черёмуха и ива, а рябина уже цветёт, цветёт яблоня и жёлтая акация. Все догоняют друг друга, все деревья цветут этой весной.

Начался массовый вылет майских жуков. Тихое озеро быстро засыпается семенами деревьев и трав. Я плыву, и след моей лодки виднеется далеко.

Лес и вода обнялись. Я вышел на берег насладиться ароматом смолистых листьев. Лежала большая сосна, она очистилась от сучьев до самой вершины, и сучья здесь валялись, а на них лежали сучья осины и ольхи, и всё это издавало дивный аромат. (По М. Пришвину, 85 слов)

4. На дворе стояла осень. Было холодно. Шёл моросящий дождь. Холодный ветер срывал последние листья. Мы с мамой возвращались домой, и вдруг мы услышали плач. Мама осторожно раздвинула кусты, и на земле мы увидели чёрный комочек. Маленькое существо дрожало всем телом. Мама завернула его в платочек и сунула за пазуху. Дома мы разглядели свою находку. Это был щенок. Мама налила в блюдечко молока, накрошила хлеб и дала собаке. Радостное чавканье разнеслось по комнате. Мама сидела на табуретке, сложила руки на коленях и радостно смотрела на собаку. (По В. Сысолятину, 85 слов)

5.

Как зима кончилась

Началась весна. Мы с сестрой Машей хотели идти гулять без пальто, но родители нам не разрешили.

На улице погода стояла хорошая, солнце светило, а снег таял. Везде текла вода. Мы прорыли канавку, и вода громко зажурчала и потекла по каналу. Из дома я принёс пароходик и привязал к нему доски. Пароходик вёл их по каналу на буксире, а я всё время гудел. На одну доску я посадил игрушечного утёнка. Мама сказала, что утёнок должен сам плавать. Но я объяснил ей, что у утёнка в боку находится дырка. Я хотел прокатить по каналу кота Усика, но он стал шипеть, царапаться и вырываться. (По В. Сутееву, 101 слово)

6. От дождей разлилась вода. По вечерам прилетали дикие утки. Дочка мельника Анютка любила слушать, как они плещутся и возятся в темноте. Анюте было скучно. И она выходила на плотину и бросала хлебные крошки в воду. Утки не плыли к ней, они боялись Анютки и улетали.

Однажды поздним вечером мельник вернулся с охоты. Он поставил ружьё и сбросил мешок с плеч. Анютка кинулась разбирать дичь. Среди подбитых уток одна оказалась живой. Анютка вылечила птицу, и весной она улетела. Девочке жалко было расставаться с птицей. А вскоре у уточки появились жёлтые цыплята. (По В. Бианки, 90 слов)

Прямая речь. Диалог. Обращение

Составьте схемы предложений с прямой речью, подчеркните обращения.

1. У меня завелись мыши, а кошки у меня не было. Я стал у людей спрашивать: “У кого есть кошечка?” А мне сердито отвечали: “У самих еды нет, а чем кошку кормить?” Однажды на берегу я увидел в норе кошку. Я стал звать ее: “Кисонька, иди ко мне!” А кошачьи глаза словно спрашивали: “Ты не обидишь меня, человек?” Вскоре кошка стала жить у меня. А мыши ворчали: “Завёл зверя, житья от него нет!” (По Б. Житкову, 73 слова)

2. У меня был пёс по кличке Рябка. Он любил рыбу. Я часто разговаривал с собакой. “Хочешь рыбы, Рябка?” — спрашивал я. Рябка хвостом завиляет, повернёт мордочку ко мне и словно говорит: “И где рыба, хозяин?” Когда я уезжал в море, я всегда трепал Рябку по спине и уговаривал: “Жди меня, Рябка!” И он ждал, а взгляд его говорил: “Ты только возвращайся!” (По Б. Житкову, 60 слов)

3.

На льдине

Однажды рыбак Андрей и его сын Володя взяли сети и поехали на санях по льду ловить рыбу через лунки. Наловили много рыбы, и отец сказал: “Пора домой!” Но его не послушались. А ночью отец закричал: “Товарищи, вставайте, ветер сильный!” “Почему нас качает?” — закричал Володя. А отец ответил: “Нас несёт на льдине в море!” Все стали кричать: “Помогите!” Володя заплакал. Вдруг среди туч Володя увидел самолёт и закричал: “Самолёт! Мы спасены!” С самолёта упал мешок. В нём была еда и записка, а в записке было написано: “Помощь идёт!” Вскоре рыбаки были спасены. (По Б. Житкову, 91 слово)

Запишите тексты в форме диалога.

1. Это случилось в голодный год. Стал ко мне на подоконник прилетать грач. А у меня хранился запас гречневой крупы. Я насыпал крупу на подоконник и спросил:

— Кашки хочешь, дурашка?

Я хотел научить птицу отвечать на мои вопросы. Но птица клевала крупу и улетала. Скоро гречка закончилась. Лёг я спать голодный и всю ночь вертелся. Утром я выглянул в окно и увидел грача.

— Вот и мясо прилетело! — сказал я.

Я открыл окно и хотел поймать птицу, но она улетела на самую макушку ели, смотрит на меня и говорит:

— Хочешь кашки, дурашка? (По М. Пришвину, 90 слов)

2. Поспели в саду ягоды: малина, смородина и крыжовник. Настало им время собираться в город.

Крыжовник не боится дальнего пути и говорит:

— Везите меня, выдержу, я ещё не дозрел, я твёрдый.

И смородина говорит:

— Уложите аккуратно, тогда я доеду.

А малина раскисла и ноет:

— Меня лучше не трогать. Боюсь езды, боюсь трястись. Трясёшься, трясёшься, а потом станешь кашей. (По В. Бианки, 57 слов)

3. — Собака, почему ты лаешь?

— Волков пугаю.

— Собака, ты почему хвост поджала?

— Волков боюсь. (По К. Ушинскому, 13 слов)

4. Два упрямых козлика встретились на узком бревне. Оба они не могли перейти ручей.

— Уступи мне дорогу, — сказал один.

— Пяться назад, я первый взошёл на мост.

— Нет, брат, я старший.

Тут оба столкнулись лбами, сцепились рогами и стали драться, а потом поскользнулись и полетели в воду. (По К. Ушинскому, 45 слов)

5. Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело звенела чашками. Вова и Миша уселись за стол.

— Дели по одному, — сказал Миша.

Мальчики разложили печенье на две кучки.

— Ровно? — спросил Вова.

Миша смерил глазами кучки.

— Да, бабушка, налей чаю!

Бабушка подала чай. Кучки печенья быстро уменьшались.

— Вкусно, — говорил Миша.

Мама и бабушка молчали. Но вот печенье съели. Вовка вздохнул и вылез из-за стола. Миша посмотрел на маму. Она мешала ложечкой чай, а бабушка жевала корочку хлеба. (По В. Осеевой, 74 слова)

6. Собака яростно лаяла. Перед ней сидел котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. А рядом стояли два мальчика и смотрели.

В окно выглянула женщина, поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула:

— Что вы делаете? Вам должно быть стыдно!

— А мы ничего не делали! — удивились мальчики.

— Вот и плохо! — гневно ответила женщина. (По В. Осеевой, 55 слов)

7. Оля и Лида пошли в лес. Они устали и сели на траву. Девочки вынули из сумки еду, поели. Вдруг рядом с ними запел соловей. Девочки были очарованы пением. Но пора было идти домой. Лида собрала остатки еды и положила в сумку.

— Зачем ты берёшь с собой этот мусор? Выброси его в кусты, — сказала Оля.

— Не могу, стыдно перед соловушкой, — тихо ответила Лида. (По В. Сухомлинскому, 62 слова)






Для любых предложений по сайту: [email protected]