ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ - Урок 4 - СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ

Диктанты по русскому языку 5 класс к учебнику Т. А. Ладыженской

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ - Урок 4 - СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ

Приставки на 3—С

Запишите тексты, обозначьте приставки на 3—С.

1. Вот над землёй взлетает могучее солнце. Оно быстро раскаляется, разливается румянцем и всплывает над узкой тучкой. Затем появляются облака. Верхний край растянутого облачка сверкает змейками. Облака расползаются над бесконечной речкой. Около небосклона они сдвигаются. А к вечеру эти облака исчезают, и на небе появляется звезда. Ветер разгоняет дневной зной, разбрасывает его по воздуху. Здесь пахнет сжатой рожью, гречихой. (По И. Тургеневу, 58 слов)

2. На рассвете я проснулась и посмотрела в окно. Деревья расцвели золотистыми и красными листьями, а берёза распустила ветки. Многие деревья уже начинали сбрасывать листья. Далеко раскинулся ковёр из иссохших листьев, и ветер разбрасывал их. Исчезла красивая зелень.

Вдруг пошёл дождь. Измокшие люди бежали по дорожкам, а дождь всё усиливался. Стук его капель по крышам разносился далеко. Кажется, что это будет продолжаться бесконечно. (61 слово)

3.

Тайна египетских пирамид

Много интересных открытий сделали учёные на египетской земле. Во время раскопок были вскрыты остатки каменной кладки. Учёные рассчитывали найти остатки пирамид. Трудно было разгадать тайны пирамид. Известковую скалу расчистили и вырубили в ней отверстия. Надписи на камнях восхваляли фараонов. Здесь можно было увидеть сцены из жизни простых людей. Сохранились рассказы из жизни египтян.

Тяжёлые стволы колонн сбросили на землю. Здание было разрушено. Для строительства нужно было сделать точные расчёты. Учёные обнаружили бесчисленные мраморные обломки. Во время землетрясения статуя сдвинулась с места, и верхняя её часть рухнула на землю. (87 слов)

4.

Как разрушаются горы?

Горы рождаются, развиваются, распадаются и исчезают. Они оставляют после себя участки плоского рельефа. В разрушении гор участвуют разные внешние силы. Днём солнечные лучи нагревают скалу, и камни словно раздвигаются, ночью они вновь сжимаются. Камень не выдерживает и растрескивается. Теперь свою разрушительную работу начинает вода. При замерзании она расширяется в трещинах, и они растут. В них проникают корни растений и разъедают поверхность скалы. Быстрые горные реки способны разбить породы. (Из детской энциклопедии, 68 слов)

5.

Кто трясёт Землю?

Отчего происходят землетрясения? Учёные выяснили, что земная кора состоит из плит. Они перемещаются относительно друг друга, расходятся, сталкиваются.

Мощное землетрясение начинается с серии мелких толчков. Эти толчки передаются на большие расстояния. Сильные толчки могут встряхнуть и разрушить здания городов, всколыхнуть воды океана, рассечь поверхность Земли огромными трещинами. (Из детской энциклопедии, 71 слово)

6. Солнце повисело в осиновых ветках и растворилось за лесом. Закат расплылся в небе. Низко над просекой распластал свои крылья ястреб. Он летел бесшумно, не шевелил крыльями. Я стоял на бесснежной поляне. Только под высокими деревьями ещё располагались сугробы. Дрозды трещали и голосили на ёлках. Вдруг я почувствовал аромат. Он шёл с земли. На земле торчали короткие стебли. На них распустились сиреневые цветочки. Эти цветы назывались волчьим лыком. (По Ю. Ковалю, 67 слов)

Чередующиеся гласные в корнях слов

Графически объясните написание чередующихся гласных в корнях.

1. Ель обычно растёт на влажных местах. В густой тени елового леса разрослись некоторые растения. В колючих ветвях ели расположились птицы. В глубоких и тёплых гнёздах в зимнюю стужу выводят своих птенчиков клесты. К весне они подрастают.

Особенно красивой вырастает ель зимой. Её тяжёлые шапки белого снега висят на раскидистых ветвях и сверкают на солнце. Приятно проложить в лесу тропочку. Высокие вершины украшены гирляндами лиловых шишек. В еловых лесах строят свои берлоги медведи. Под низкими ветвями располагаются зайцы. Густые ветви елей похожи на лесной полог. (По И. Соколову-Микитову, 84 слова)

2.

В лесу

Друг отца предложил отдохнуть на природе, и мы отправились в лес.

В лесу был чудесный воздух и разнообразная растительность. Тропинка почти заросла, и мы с трудом различали дорогу. Вот перед нами зарастающий осокой пруд, а дальше располагается широкий овраг, за ним раскинулась прекрасная поляна. На ней уютно расположилась лесная сторожка. А там дальше вырос берёзовый лес. Вокруг берёзок густо зеленеет молодая поросль.

Лес — это великое чудо! Хочется слагать о нём прекрасные песни. (71 слово)

3. У меня есть щенок по кличке Ромка. У этого Ромки быстро растут лапы и уши. Уши у него выросли очень длинные. Они, словно пологом, закрывают ему глаза. Часто щенок задевает лапами разные предметы. Однажды Ромка зацепил кирпич. Ромушка удивился и стал смотреть за полётом кирпича. Лотом он повернул голову и положил её на лапы. Ромка затявкал и отпрыгнул в густую растительность. На лай прибежала Ромкина мать. Она успокоила сыночка, и вскоре Рома завилял хвостиком и мирно расположился на отдых. (81 слово)

4. Пришла хлопотливая осень, расположилась в садах и лесах, жёлтым пологом задёрнула кусты и сдула с деревьев зелёное платье. А потом наступила зима, покрыла белым пухом холодную землю. Берёзовые семена проспали до тёплых дней и к весне стали подрастать. Берёзовые семена дали зелёную поросль, росточки быстро подрастали. Они вскоре стали красивыми растениями. А люди слагают красивые песни о временах года. (По М. Пришвину, 61 слово)

5. Я шёл по болоту и собирал клюкву. Клюква разрасталась по всему болоту. За болотом оказался бугор. Здесь росли сосны. Я снял куртку, расстелил её и лёг под соснами. Бугор был весь в божьих коровках. Я просил их улететь на небо. Но они ползали по лицу, забирались в волосы. Сосны уходили в небо. Казалось, что они растут прямо из меня. Подул ветер. Сосна уронила шишку. Я расположился под деревом и задремал. (По Ю. Ковалю, 71 слово)

Правописание О—Ё после шипящих

Подчеркните слова с гласными О—Ё после шипящих.

1. Наступает жаркий день. Солнце жжёт, и в воздухе духота. Я шёл вдоль соседского забора. Вдруг из маленькой щёлки послышался шелест и шорох. Я подошёл к забору и заглянул в щёлочку. В траве сидел птенчик, его лапка застряла в куче стружек. Птенчик пытался выпутаться, его жёлтый пух на голове с шоколадным отливом поднимался от усилий, а чёрный клюв был открыт. Я просунул руку в щёлку, разгрёб стружки, раздалось щёлканье, и птенчик благодарно щёлкнул клювом и побежал. (74 слова)

2.

Жора-обжора

Жора проснулся рано и пошёл чистить зубы своей любимой щёткой. Потом он взял расчёску, причесал чёлочку. Жора выпил чашечку чёрного кофе, надел жёлтую курточку с чёрным капюшоном и пошёл на учёбу. По дороге Жора купил пончики и съел целую горку. Вскоре он почувствовал изжогу и решил не ходить на учёбу, а пошёл домой пить мезим. Вот такой у нас Жора-обжора. (61 слово)

3.

Гроза

Гроза всё накалялась. Небо из чёрного стало багровым и выделялось чётче. Гром бил сильно и жёстко. Он взрывался сразу, потом вспыхивал в другой стороне. Всё вокруг было заполнено тяжёлым грохотом, всё сжималось и трепетало, чёрные молнии разрезали небо. Вот молния выглянула в щёлку, но не погасла, а вдруг закружилась, заплясала и разошлась широким концом, обнаружила жуткий голубой огонь.

Грохот охватил всё небо, стал разрывать его на части. Оно треснуло и обвалилось. И сразу пошёл дождь, шумно полил по жёлобу, смыл жёрдочку. Гроза стала отходить, молнии сверкали в одной стороне. Небо потемнело и затем стихло, из него сыпал дождь. Он словно отбивал чечётку на крыше. (По В. Распутину, 90 слов)

4. Однажды шофёр вёз в кабине чопорного шотландца. В кармане у шотландца лежала шоколадка. На обёртке был изображён жонглёр, а рядом с ним собачка с шёлковой шёрсткой. Они ехали по шоссе вдоль речки. От яркого солнца речка была жёлтого цвета. Вдруг из кустов показался шустрый зайка. Он быстро пробежал вдоль дороги и скрылся в зарослях камыша. (55 слов)

5.

Ночёвка в лесу

Первый день похода подошёл к концу. Надо искать ночлег. Мы остановились на берегу речки, стали готовиться к ночёвке. Рядом шумели заросли камыша.

Все стали искать хворост. И вот наш командир зажёг спичку и разжёг костёр. Сучья в костре стали перешёптываться, слышались шорохи и лесные звуки. Огонь горячо пылал. Настало время ужина. Мы нарезали чёрный хлеб, но он был уже чёрствый, открыли банки сгущёнки и тушёнку. Потом под шёпот листьев все легли спать. Утром мы пошли в лес, там попадались грибы, ягоды и жёлуди. (84 слова)

Правописание Ы—И после Ц

Запишите тексты, графически объясните написание И—Ы после Ц.

1. Весной у курицы вывелись цыплята. Однажды курица со своими цыпочками пошла гулять. Один цыплёнок отстал и попал на маленькую станцию. Он хотел посмотреть на часы, но циферблат часов был сломан. На часах не было ни одной цифры. Вдруг малыш услышал шум, он повернулся и увидел проезжавшую мимо цистерну с молоком, Цыплёнок испугался и убежал в лес. На опушке он заметил цыганский табор. Возле костра на циновке сидели цыгане и ели огурцы. Красивая цыганка пела задушевную песню. (75 слов)

2. Около маленькой станции расположился цыганский табор. Рядом протекала красивая речка. А в лесу звонко пели птицы. Старый цыган повёл коней на водопой, а цыганята долго возились в воде. От этого у них на руках появились цыпки. Они сели на берегу и стали есть цитрусы. Вдруг два маленьких цыганёнка увидели цыплёнка. Мальчик попытался с ним поиграть. Он это видел в цирке. Но цыплёнок не слушался. Тут пришёл старик и объяснил, что цыплята не поддаются дрессировке. После этих слов цыган встал на цыпочки и сказал цыплёнку: “Цыц!” Цыплёнок убежал, а цыганята пошли играть. (91 слово)






Для любых предложений по сайту: [email protected]