Общество и общественные отношения - ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК

Обществознание 10 класс Профессиональный уровень - Поурочные планы к учебнику Боголюбова Л. Н.

Общество и общественные отношения - ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК

Цель и задачи: объяснить понятия и термины: «общество», «социум», «общественные отношения», «культура», «закономерности общественного развития», «законы», «тенденции», «природа»; познакомить с социальными взаимодействиями и общественными отношения, проанализировать общество как форму совместной жизнедеятельности людей; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции учащихся.

Оборудование: схемы, пакет документов.

Тип урока: урок-анализ.

Ход урока

I. Организационный момент

Тема урока: «Общество и общественные отношения». Мы рассмотрим следующие вопросы:

1. Общество и социум.

2. Уровни социально-философского анализа общества.

3. Общество и природа.

4. «Вторая природа».

5. Общественные отношения.


II. Новый материал

Человек так же неотделим от окружающих его людей, как волны от моря или растение от своего корня. Все мы зачитывались в детстве сказкой о Маугли. Однако это лишь красивая выдумка. К сожалению, дети, выкормленные животными, не становятся людьми и очень быстро погибают.

Кто-то из писателей нашел красивое сравнение: человек подобен драгоценному камню, но камень этот не обработан и не имеет оправы. Следовательно, от того, в какую среду попадет этот камень, во многом и зависит судьба человека. Возможно, он полностью раскроет все грани своего таланта, или, наоборот, потускнеет. Поэтому роль общества в становлении человека является во многом определяющей.

- Что такое «общество»?

- Что собой представляют отношения, которые складываются между людьми в процессе общения?

Об этих сложных вопросах и пойдет речь на нашем уроке.

1. Общество и социум

- Вспомним, что такое «общество».

(По мере ответов учеников на доске формируется схема.)



- Как же соотносятся между собой два понятия - «общество» и «социум»? На этот счет нет однозначного ответа.

Согласно одной точке зрения понятие «социум» многие исследователи определяют как синоним понятию «общество».

Согласно другой точке зрения под социумом понимается социальность как таковая, неприродная реальность, отличающаяся от живой и неживой природы.

Таким образом, социальное общество выступает формой его существования, внебиологическим способом связи людей.

2. Уровни социально-философского анализа общества

- Прочитайте п. 2 § 9.

- Какие уровни социально-философского анализа общества вы знаете?

- Заполните таблицу «Уровни социально-философского анализа общества»:


Уровень

Сущность

Конкретно- исторический

На этом уровне анализируются конкретные события, народы, государства. Наряду с описанием единичных фактов присутствуют обобщающие понятия и суждения

Историко-типологический

Обобщение, связанное с типологией общества

Социально-философский

Выделение, анализ всеобщих свойств общества


3. Общество и природа

— Рассмотрим вопрос, что объединяет и что отличает общество и природу?

Общество:

• имеет законы исторического развития;

• занимается созидательной деятельностью;

• преобразует мир, в том числе и природу.

Природа:

• имеет собственные законы;

• постоянный и непрерывный эволюционный процесс;

• влияет на формирование культуры, традиций, обычаев;

• может замедлять или ускорять развитие стран и народов;

• стихийна;

• долговечна.

- Вспомните, как мыслители древности относились к природе? (В древности природная и социальная среды в сознании человека были неразделимы.

В эпоху Средневековья происходит разграничение социального (деятельность людей, направляемая их сознанием и волей), природного (естественная необходимость) и Божественного (предопределение свыше). Эти миры располагались в строгой иерархии: на вершине - мир Божественного, за ним - социального и, наконец, «косная природа».

В Новое время с началом индустриализации утверждается потребительское отношение людей к природе. Опасное для жизни человека загрязнение окружающей среды, постепенное исчерпание природных ресурсов вызвали экологический кризис, создали угрозу самому существованию человека.

В наши дни социальная среда воспринимается многими из нас как более значимая.)

В молодежном клубе обсуждается тема «Человек и этические проблемы природопользования». Первый выступающий сказал: «Этика — наука, изучающая мораль. Но мораль мы обычно связываем с отношениями между людьми. Чем вызвано распространение этических проблем на отношение к природе?» Второй участник дискуссии поддержал первого: «Разве можно говорить о нравственном отношении к природе? Ведь нравственные отношения, моральные нормы и оценки, основанные на понятиях добра и зла, справедливости, складываются только в процессе общения между людьми, то есть носят общественный характер». Третий возразил: «Почему можно и нужно говорить о нравственном или безнравственном отношении человека к природе? Потому, что в отношении человека к природе проявляется и его отношение к другим людям, приносящее им пользу или вред».

Вам предоставляют слово. Что вы скажете?

4. «Вторая природа»

На предыдущих уроках мы выяснили, что человек был, есть и, вероятно, останется созидателем существующего мира, творцом нового, творцом культуры. По мнению философа 3. Фрейда, культура есть все то, в чем человеческая жизнь возвысилась над своими биологическими обстоятельствами и чем она отличается от жизни животных. Что же такое культура? Попробуем исследовать это понятие.

- Прочитайте п. 3 § 9.

- Почему культуру называют «второй природой»?

- Что мы понимаем под культурой?

- Раскройте смысл этого понятия в узком его смысле.

- Охарактеризуйте широкое значение понятия «культура»

- Какую роль играет культура в жизни общества?

- Назовите главные черты культуры.

- Охарактеризуйте условное деление культуры на отдельные составляющие.

- Почему это деление условное?

- Что такое «культурные универсалии»? Приведите примеры.

Ученые-культурологи выделяют четыре важнейшие составляющие элемента культуры:

• понятия, содержащиеся в языке, при помощи которых люди систематизируют и обобщают опыт познания себя и мира;

• взаимоотношения друг с другом в пространстве и времени, по значению, на основе причинной обусловленности;

• ценности - общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться;

• правила и нормы, которые регулируют поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры.

5. Общественные отношения

В обществе между людьми складываются особые отношения. В науке их принято называть общественными отношениями. Это тот воздух, который мы не видим, но которым дышим, благодаря которому живем человеческой, а не животной жизнью.

Общество представляет собой своеобразный «коллектив коллективов». Многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри их в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности, называются общественными отношениями.

В широком смысле общественные отношения - это вся система социальных связей и зависимостей деятельности и жизни людей в обществе.

В узком смысле - опосредованные связи между людьми.

Какие же характерные особенности имеют общественные отношения?

image30

В зависимости от разных критериев, положенных в основу, существует несколько классификаций общественных отношений.

1. Общественные отношения неоднородны, в их системе выделяются первичные и вторичные уровни.

К первичному уровню принадлежат материальные, т. е. складывающиеся независимо от сознания и воли и формирующиеся в сфере материального производства общественные отношения. Они обеспечивают обществу материальные возможности существования и развития. К их числу относятся производственные отношения, социально-бытовые и др.

Вторичный уровень образуют отношения, которые, в отличие от отношений первого уровня, возникают лишь проходя через сознание, на базе определенных идей и взглядов. Эти отношения пронизывают духовную жизнь общества (идеологические, культурные, религиозные, нравственные и др.), они являются результатом и условием взаимодействия людей в процессе создания и распространения духовно-культурных ценностей.

2. Социальные отношения подразделяются на односторонние и взаимные.

Односторонние характеризуются тем, что их участники вкладывают в них различный смысл: любовь со стороны индивида может наткнуться на полное безразличие со стороны другого.

Взаимные общественные отношения подразумевают обоюдность своего проявления.

3. Все общественные организации и предприятия обслуживают три вида общественных отношений: социокультурные, политические и производственные.


Социокультурные

Политические

Производственные

Семья

СМИ

Церковь

Творческие союзы

Учреждения культуры

Партии

Движения

Лоббистские группы (группы давления на власть)

Частные предприятия

Акционерные общества

Профессиональные

общества


Как особый вид общественных отношений следует отметить также межличностные отношения.

- На уроках естественнонаучных дисциплин вы узнали, что объективная, необходимая, устойчивая, повторяющаяся связь между явлениями называется законом или объективной закономерностью. Как вы думаете, можно ли считать общественные отношения проявлением такой связи, т. е. «объективной закономерностью»?

- Как подобное утверждение можно соотнести с сознательно-волевой деятельностью людей? Свой ответ аргументируйте.


III. Итог урока

- Каковы основные значения понятия «общества»?

- В чем вы видите разницу в понятиях «общество» и «социум»?

- Каковы основные уровни анализа общества?

- Как соотносятся между собой природа и общество?

- Прокомментируйте следующее высказывание английского философа Г. Бокля: «Встарь богатейшими странами были те, природа которых была наиболее обильна; ныне богатейшие страны - те, в которых человек наиболее деятелен». Это было сказано полтора столетия назад.

- Как вы думаете, подтверждаются ли слова Г. Бокля в современном мире? Свой ответ аргументируйте.

- Покажите многозначность понятия «культура».

- Какова ее роль в жизни общества?

- Можно ли, по-вашему, прожить без знания творчества А. С. Пушкина?

- Проиллюстрируйте примерами тезис об условности деления культуры на материальную и духовную.

- Какие отношения философы считают общественными?

- Чем закономерности общественного развития отличаются от законов природы?

- Выполните задания к параграфу на с. 97-99.


Домашнее задание

Выучите § 9, выполните задания.






Для любых предложений по сайту: [email protected]