Обществознание 10 класс Профессиональный уровень - Поурочные планы к учебнику Боголюбова Л. Н.
Семья как малая группа - ЛИЧНОСТЬ. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «гендер», «гендерное поведение», «семейное воспитание», «многопоколенная семья», «нуклеарная семья», «гендерные различия», «личностные ресурсы семьи», «стиль воспитания»; ознакомить с психологией семейных отношений; выяснить и проанализировать проблемы семейного воспитания; описать особенности гендерного поведения; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать формированию отношения к семье для ориентировки в актуальных жизненных вопросах, выработки собственной ответственной позиции.
Тип урока: урок-проблема с элементами ролевой игры.
Ход урока
I. Организационный момент
Рассказывают, что после того, как к Богу явился мужчина и заявил о своей скуке, Бог задумался:
- Из чего сделать женщину, если весь материал ушел на мужчину.
Но не желая отказывать в просьбе мужчине, Бог сотворил женщину, на что затратил: несколько ярких лучей солнца, все чарующие краски зари, задумчивую грусть луны, красоту лебедя, игривость котенка, грациозность стрекозы, ласковое тепло меха, притягательную силу магнита и все это слепил вместе.
Посмотрел и недовольно покачал головой: больно приторной она оказалась. И добавил холодное мерцание звезд, непостоянство ветра, слезоточивость облаков, хитрость лисы, трусость зайца, назойливость мухи, упрямство осла, ревность тигрицы, мстительность осы, ядовитость змеи, дурман опиума и вдохнул в нее жизнь.
В результате появилась настоящая женщина. Вот эту женщину Бог подарил мужчине, сказав при этом:
- Бери ее такой, какая она получилась, и не пытайся ее переделывать. Любуйся ею всю жизнь, но мучайся одновременно.
Я уверена, что не найдется на свете человека, которого бы не интересовала тема семьи. Мы с вами не исключение. К сожалению, проблем, связанных с семейной жизнью, очень много. Попытаемся в них вникнуть...
Тема урока: «Семья как малая группа». Мы рассмотрим следующие вопросы:
1. Особенности семьи как малой группы.
2. Психология семейных отношений.
3. Гендерное поведение.
4. Воспитание в семье.
II. Новый материал
- Что для вас семья. Назовите ваши ассоциации с этим словом? Итак, семья - это социальная общность, члены которой связаны
брачными узами или родственными отношениями, общим бытом и взаимной ответственностью.
Как вы думаете, почему так много наук (этнография, социология, экономика семьи и домохозяйства, семейное право, демография, социальная психология, педагогика) изучает семью?
- Расшифруйте интерес каждой науки по отношению к семье. Мы не ученые, но нам тоже интересно определить и обсудить проблемы современной семьи.
1. Особенности семьи как малой группы
- Как вы думаете, почему семья занимает во многих отношениях особое положение по сравнению с другими социальными группами?
(После обсуждения на доске и в тетрадях у ребят появляются схемы.)
- Как вы считаете, какие функции выполняет семья?
(По ходу обсуждения, на доске появляется схема.)
Все эти функции тесно связаны между собой, хотя их соотношение и вес могут быть различны.
2. Психология семейных отношений
Кто-то из великих людей сказал: «Нет ничего проще семьи, нет ничего сложнее семьи». И это так, потому что семейные отношения охватывают огромный спектр взаимоотношений:
• муж — жена;
• родители - дети;
• дети - дети;
• дети - бабушка (дедушка);
• супружеская семья - родительская семья и т. д.
И, тем не менее, можно и нужно научиться общаться в семье...
Представьте себя в роли семейного психолога, к которому на прием пришла молодая семейная пара. Супруги не знают психологические особенности семейных взаимоотношений. Ваша задача - продумайте советы, которые вы можете дать молодым людям в их семейной жизни. Помогут вам правильно вести беседу материал п. 2 § 37 и следующие сведения.
Из книги И. Козлова «Как относиться к себе и людям или практическая психология на каждый день»
• Вы не можете считать, что вы правы, пока не посмотрели на ситуацию глазами другой стороны.
• Врут тому, кому правду говорить опасно.
• Ругань - это обыденный мордобой. Вы в этом участвуете?
• Все, что говорится грубо, может быть сказано тактично.
• Не ругайся, а помоги или сделай сам.
• Не копите раздражение. Что-то не нравится - не молчите, скажите об этом.
• Самый главный человек на свете - тот, кто перед тобой.
• Ищите то, что вас сближает.
• Не кидайте в собеседника «булыжники»: не обвиняйте.
• Стройте общение на равных, а не в позиции сверху.
• Берегите собеседника: избавьте его от уколов, обид и обвинений.
• Не спорьте по мелочам.
• Научитесь обходиться без резкости и категоричности.
• Старайтесь не победить, а найти истину.
• Старайтесь понять то, что хочет сказать собеседник.
• Не давите.
• Признавайте возможность своей неправоты.
• Любовь к людям начинается с любви к себе.
• Нравитесь вы кому-нибудь или нет - неважно, главное - чтобы люди нравились вам.
• Плохих людей нет. Есть люди, на которых у вас не хватило душевной мощности.
• Мне никто ничего не должен.
• Любовь - это свобода. Привязанность - это рабство.
• Лучше никак не ответить, чем ответить грубостью.
• Нет таких случаев, когда обиды оправданы.
• Содержать семью должен мужчина, а держать - женщина.
Вариант проведения консультации семейного психолога
Семейный психолог. Мои советы достаточно просты.
1. Помните о групповой направленности членной вашей семьи. Это означает, что у каждого из них свои мотивы, цели, устремления. Следует помнить и учитывать это факт.
2. Уважайте мнения членов вашей семьи, даже если оно не совпадает с вашим. Посмотрите на ситуацию глазами другой стороны. Ищите то, что вас сближает.
3. Лелейте эмоциональную атмосферу в вашей семье. Любите друг друга, будьте внимательны, интересуйтесь делами всех, даже самых маленьких. Любовь к другим начинайте с любви к себе. Помните, никто вам ничего не должен. Знайте, что плохих людей нет. Есть люди, на которых у вас не хватило душевной мощности.
4. Будьте готовы к трудностям. Без них не обойтись, но их можно преодолеть вместе. Нет таких случаев, когда обиды оправданы. Не спорьте по мелочам. Помните, что самый главный человек на свете - тот, кто перед вами.
5. Помогайте друг другу в домашних делах. Не ругайтесь, а помогите или сделайте сами. Старайтесь не победить, а найти истину
6. Не старайтесь перевоспитать избранника, принимайте его таким, какой он есть. Уважайте друг друга.
7. Прислушивайтесь к мнению друг друга. Старайтесь понять то, что хочет сказать собеседник. Не давите.
8. Если возник конфликт, помните о правилах решения спорных вопросов.
Касается меня - решаю я. Мужу не нравится, когда жена пользуется косметикой, но она красит лицо его или свое? А раз свое, то и дело это в первую очередь ее. Он может задавать вопросы: «Ты для кого красишься?», может объяснять, что любит целовать ее, а не косметику - но настаивать права не имеет. Муж - сторонник здорового образа жизни, ходит дома босиком, и не только дома: на улице тоже или босиком, или в сандалиях без носков (в любое время года). Может ли жена настаивать, чтобы он надевал носки? Она может напомнить, что в официальные учреждения ему лучше надеть не только носки, но и ботинки, но настаивать - нет. Это его жизнь.
Муж заботится о своем здоровье и хочет, чтобы жена заботилась о своем - делала зарядку. Жене - лень. Может ли он настаивать на этом? Нет, это ее жизнь, ее здоровье, хотя тема для обсуждения есть, и очень серьезная. Кому делать, тот и решает.
Муж идет с женой в магазин, берет рюкзак. Жена: «Возьми сумку, с рюкзаком некрасиво!» Обсуждать здесь нечего: нести мужу - решает он.
У кого труднее положение - тот и принимает решение. Супругам надо выходить из дому, с ними ребенок, они торопятся. Но тут она спохватывается: «Давай переоденем маленькому рубашечку! Она некрасивая!» Он: «Нет, это не самое главное, пойдем так». Кто прав? Прав он, так как его позиция определяется внешними обстоятельствами (он опаздывает), а не внутренними желаниями (ей хочется одеть ребенка красивее). Если этот вопрос касается обоих в равной степени или семьи в целом, он решается мирным обсуждением с аргументацией позиций.
9. При обсуждении запрещается:
• давить, обвинять, обижаться. Если это не соблюдается, обсуждение превращается в грубую стычку. Тот, кто это не соблюдает, ведет себя конфликтно и предупреждается о последствиях.
• претендовать на какие-то особые привилегии и права. «Я муж, мне можно», «Я женщина, мне можно». Это не аргументы, а безобразие.
10. Никаких привилегий: что можно одному, то можно и другому.
11. Научитесь прощать друг друга. Будьте готовы сделать шаг к примирению, проявить великодушие к промахам и слабостям другого.
3. Гендерное поведение
- Какие ассоциации возникают у вас при слове «женщина»?
- Какие ассоциации возникают у вас при слове «мужчина»?
- А теперь посмотрите, какие черты их объединяют, а какие делают совершенно различными?
- Чего больше: сходства или различия? Сделайте общий вывод.
- Ученые говорят о гендерных различиях. Что они понимают под ними?
1. Биологические отличия.
2. Психологические отличительные свойства.
3. Поведенческие отличительные свойства.
Каждое общество в соответствии со своими ценностями определяет гендерные роли - нормативные предписания и ожидания «правильному мужскому или женскому поведению». Выполнение соответствующей гендерной роли обусловливает гендерное поведение индивида.
Вспомните, какие социальные стереотипы воспитания мальчиков и девочек существовали в разные исторические времена и эпохи (эпоха античности, Средневековья, Новое время).
- Как они развивались на протяжении веков: что изменилось в наши дни?
- Что осталось неизменным?
На с. 385 приведены результаты опроса группы выпускников российских вузов. Цель опроса - выяснить, какие качества нужно воспитывать в современных мальчиках и девочках. Познакомьтесь с результатами и прокомментируйте их.
- Изложите свое мнение относительно особенностей гендерного поведения современных мужчин и женщин. Свой ответ аргументируйте.
4. Воспитание в семье
Одной из важнейших функций семьи является воспитательная функция. Что же понимают современные ученые под словом «воспитание»?
Семейное воспитание - осознанное влияние на формирование личности детей, предпринимаемое старшими членами семьи.
- Какие же факторы влияют на процесс семейного воспитания?
(По ходу высказанных предположений на доске и в тетради появляется следующая схема.)
- Какой из стилей семейного воспитания вам кажется самым разумным? Почему?
- Покажите сильные и слабые стороны предложенных стилей воспитания.
- Какие проблемы современного воспитания в семье вы видите? (Увеличилось количество семей с неполным составом; недостаточный уровень знаний и навыков родителей по воспитанию детей; обострилась социально-экономическая ситуация; прогрессирует тенденция к разрушению нравственных устоев семьи; недостаточное внимание государства к семейным проблемам.)
- Можно ли улучшить ситуацию с семейным воспитанием? Составьте мини-проект «Помощь семье».
Вы получили листочки с выражениями, отражающими отношение к молодежи различных социальных групп:
• «Яйца курицу не учат»;
• «Молодо-зелено»;
• «Молодым везде у нас дорога».
- Определите, какой группе соответствует данное выражение. («Яйца курицу не учат» - родители; «Молодо-зелено» - старшее поколение; «Молодым везде у нас дорога» - молодежь.)
В результате образуются три группы: «Молодежь», «Старшее поколение», «Родители».
Задание для группы «Старшее поколение»
У вас большой жизненный опыт. Постарайтесь подумать и выработать «Свод основных правил семейного воспитания».
Сформулируйте и запишите четкие и конкретные положения, которыми должны руководствоваться родители, бабушки и дедушки, тети и дяди, принимающие участие в воспитании ребенка в семье. Оформите свою работу на плакате. Самый активный из вас получает звание Главного специалиста по семейному воспитанию и будет представлять работу группы.
Задание для группы «Родители»
Составьте портрет идеального ребенка, т. е. наделите его чертами, которые вам представляются наиболее важными в детях. Самый активный из вас получает звание Мудрого родителя и будет представлять работу группы.
Задание для группы «Молодежь»
Составьте портрет идеального родителя, т. е. наделите его чертами, которые вам представляются наиболее важными в родителях. Оформите свою работу на плакате. Самый активный из вас получает звание Мудрого представителя молодежи и будет рассказывать о результатах работы группы.
III. Итог урока
- Представьте, что вы оказались на заседании дискуссионного клуба на тему: «Феминизм: “за” и “против”». Выскажите свое мнение относительно проблемы феминизма.
Предлагаю сыграть в игру, которая называется «Мой собеседник».
На доске написаны фразы, которые вы должны продолжить.
• «На уроке я узнал (а)...»
• «На уроке я понял (а)...»
• «После изучения материала на уроке я хочу...»
• «После изучения материала на уроке я могу...»
- Выполните задания к параграфу.
Домашнее задание
Выучите § 37, выполните задания.