Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время - СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ЗНАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКАМ

Обществознание 10 класс Профессиональный уровень - Поурочные планы к учебнику Боголюбова Л. Н.

Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время - СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ЗНАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКАМ

Ключевые понятия

Патристика (от лат. pater - отец) - это система теолого-философских взглядов «отцов церкви», обосновывающих и разрабатывающих идеи христианства. К числу наиболее известных деятелей патристики относятся Климент Александрийский, Григорий Нисский, Августин Блаженный, Иоанн Златоуст.

Схоластика («школьная философия») - система взглядов, постепенно соединившая теологию и философию. Ее целью было рациональное, опирающееся на доводы разума обоснование веры. Отцом схоластики и основателем теологии считают Ансельма Кентерберийского. В период расцвета схоластики, в XIII в., работали Альберт Великий, Френсис Бэкон, Фома Аквинский, Сигер Брабантский.

Общественное бытие - материальные отношения людей к природе и друг к другу в процессе производства материальных благ.

Общественное сознание - отражение в сознании людей их общественного бытия.

Способ производства - существование в единстве и во взаимосвязи производительных сил и производственных отношений.

Базис - экономический строй общества, представляющий совокупность производственных отношений.

Надстройка - совокупность общественных взглядов, идей, теорий, многообразных политических, юридических, нравственных и других отношений, а также учреждений-организаций.

Общественно-экономическая формация - историческая ступень общественного развития, основанная на определенном способе производства, со своим базисом и надстройкой.

Товар - продукт труда, произведенный на продажу.

Стоимость товара - общественно-необходимый труд.

Потребительная стоимость - стоимость, которая призвана удовлетворять потребности человека.

Потребительная стоимость рабочей силы — способность трудиться, создавать материальные блага, т. е. новые товары, новую стоимость, превышающую его собственную стоимость.

Стоимость рабочей силы - величина, определяемая стоимостью средств ее существования, т. е. всего того, что нужно для удовлетворения потребностей рабочего и его семьи.

Прибавочная стоимость - стоимость, созданная трудом рабочего в прибавочное время, результат не оплаченного капиталистами труда рабочего.

Социальная статика - состояние общества, его основные структуры.

Социальная динамика - общественные изменения.

Технократизм - направление общественной мысли, исходящей из убеждения, что решающим фактором общественного развития выступает техника.

Экзистенциализм - направление общественной мысли, рассматривающей проблемы сущности и существования человека.

Общественный договор - философская и юридическая доктрина, объясняющая возникновение государственной власти соглашением между людьми.


Тестовый контроль

1. Назовите одного из представителей французского утопического социализма XVIII в.

а) Р. Оуэн;

б) Вольтер;

в) Ш. Фурье.

2. Какой голландский ученый первой половины XVII в., заложивший основы науки о государстве и праве, первым выдвинул идею общественного договора?

а) Б. Спиноза;

б) Г. Гроций;

в) Т. Гоббс.

3. Что в марксизме определяется как «исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства»?

а) цивилизация;

б) политическая надстройка;

в) общественно-экономическая формация.

4. Какие отношения К. Маркс и Ф. Энгельс выделяли как основные в производственных отношениях?

а) отношения собственности;

б) отношения распределения;

в) отношения обмена.

5. Назовите европейского философа первой половины XIX в., которого считают родоначальником философии экзистенциализма.

а) С. Кьеркегор;

б) Г. Гегель;

в) Л. Фейербах.

6. Что означает понятие «социология»?

а) учение об обществе как целостной системе;

б) науку, изучающую человека;

в) науку, изучающую отдельные социальные группы общества.

7. Что такое «стоимость»?

а) индивидуальные затраты конкретного товаропроизводителя;

б) цена товара, возникающая на рынке;

в) общественно необходимый труд, затраченный на производство товара.

8. Кто является основоположником социологической концепции «технократизма»?

а) О. Конт;

б) Г. Кржижановский;

в) Т. Веблен.

9. Что такое «общественный договор»?

а) юридическое понятие заключения международных соглашений;

б) философская и юридическая доктрина, объясняющая возникновение государственной власти соглашением между людьми;

в) понятие, означающее соглашение между двумя национальными государствами.

10. Кто первым в истории европейской мысли выдвинул идею идеального утопического государства?

а) Т. Мор;

б) Аристотель;

в) Платон.

11. Что марксизм понимает под социализмом?

а) первую (низшую) фазу коммунистической формации;

б) общественно-экономическую формацию, следующую за капитализмом;

в) разновидность империализма.

12. Что утверждает социологическая концепция технократизма?

а) неизбежность подчинения цивилизации механической и электронной;

б) необходимость установления власти инженеров и технических специалистов, осуществляемой в интересах всего общества;

в) необходимость подчинения всей жизни общества научному прогнозированию и регуляции.

13. Назовите сторонников теории «общественного договора»:

а) А. Руге, Б. Бауэр, Л. Фейербах;

б) Д. Дидро, Т. Гоббс, Ж.Ж. Руссо;

в) Ж. Л. Гей-Люссак, К. Рупрехт, В. Гейзенберг.

14. Кто автор теории прибавочной стоимости?

а) К. Маркс и Ф. Энгельс;

б) А. Смит и Д. Рикардо;

в) Т. Мор и Ф. Бэкон.

15. Как называется труд Т. Гоббса, в котором он изложил взгляды на общество и государство и развил идею «общественного договора»?

а) «О государстве»;

б) «Левиафан»;

в) «О праве войны и мира».

16. Назовите одну из основных идей, положенных в основу утопического социализма.

а) идея установления диктатуры пролетариата;

б) идея социалистической революции;

в) идея равенства.

17. Что является источником прибавочной стоимости?

а) неоплаченный труд наемных рабочих;

б) избыток стоимости над первоначальной авансированной стоимостью;

в) неэквивалентный обмен на рынке.

18. Назовите наиболее известное произведение Н. Макиавелли, в котором он описывает способы создания сильного государства.

а) «Государь»;

б) «История Флоренции»;

в) «О гражданине».

19. Как монах Т. Кампанелла назвал книгу, в которой он изложил свой проект идеального общественного устройства?

а) «Утопия»;

б) «Кодекс природы»;

в) «Город солнца».

20. Какое философское направление объединяет эти имена: Ж. П. Сартр, А. Камю, М. Хайдеггер?

а) экзистенциализм;

б) неокантианство;

в) неогегельянство.

21. Что означает в переводе на русский язык латинское слово, от которого получило свое название философское течение XX в. экзистенциализм?

а) сущность;

б) существование;

в) бытие человека.

22. В чем сущность теории прибавочной стоимости?

а) в получении предпринимателем прибыли;

б) прибавочная стоимость возникает лишь в условиях капиталистической эксплуатации наемного труда;

в) прибавочная стоимость является результатом неоплаченного наемного труда.

23. К. Маркс считал, что история человечества развивается по универсальной схеме, состоящей из пяти общественно-экономических формаций. По какому принципу он осуществлял это деление?

а) по уровню развития культуры;

б) по отношениям собственности;

в) по технологическим уровням.

24. До К. Маркса теория трудовой стоимости была разработана в трудах:

а) У. Петти;

б) Т. Гоббса;

в) А. Смита, Д. Рикардо.

25. Т. Гоббс называл догосударственное состояние общества:

а) дикостью;

б) варварством;

в) войной всех против всех;

г) первобытным обществом.

26. К. Маркс и Ф. Энгельс считали определяющим фактором в жизни общества:

а) религию;

б) духовную жизнь;

в) материальное производство;

г) идеологию.

27. Г. Спенсер выделил следующие типы общества:

А. Военное, с принудительным сотрудничеством.

Б. Промышленное, с добровольным сотрудничеством.

а) верно только А;

б) верно А и Б;

в) оба неверны;

г) верно только Б.

28. По мнению экзистенциалистов, человек обретает свою сущность:

A. После рождения, т. е. его природа заранее задана.

Б. Человек делает себя сам.

B. Сущность человека определяется обществом, в котором он находится.

а) верно А;

б) верно Б;

в) верно В;

г) все неверны.

29. В Средние века получила развитие:

а) философия;

б) античная культура;

в) схоластика;

г) расцвет искусства;

д) литература.

30. Основы средневекового мировоззрения заложил:

а) Платон;

б) Аристотель;

в) Фома Аквинский;

г) Аврелий Августин;

д) Данте Алигьери;

е) Франциск Ассизский.


Практикум

1. Кому принадлежат высказывания?

• Чтобы избежать «войны всех против всех» в условиях абсолютной свободы, люди заключили между собой общественный договор.

• Любой правитель - это не ставленник Бога, а лишь народный избранник, которого можно в любой момент заменить.

• Объем прав, отошедших к государству после заключения общественного договора, очень велик. Государь в общественных интересах может далее приносить в жертву жизнь своих подданных.

• Главные источники общественного богатства - это труд и стремление каждого к благополучию. Для процветания государства необходимы три условия: господство частной собственности: отсутствие препятствий для личной инициативы; невмешательство государства в экономику.

• Власть не должна концентрироваться в одних руках либо в одном органе. Необходимо разделение законодательной и исполнительной власти.

• В справедливом обществе существует социальная гармония и общность интересов всех граждан. Свободный творческий труд - обязанность каждого, а распределение благ осуществляется по труду. Эксплуатация человека человеком исключена.

• В обществе существуют классы, различаемые по источникам дохода: наемные рабочие (зарплата); капиталисты (прибыль); земельные собственники (доходы с земли).

• Общественное бытие определяет общественное сознание.

• Основная задача общества - развитие производства; а реальная власть должна распределяться между менеджерами.

• Существуют два типа общества: военный тип (основанный на страхе и насилии) и промышленный (основанный на экономическом интересе).

• Производственные отношения должны соответствовать характеру и уровню развития производительных сил.

• Человек внутренне свободен, его удел - быть всегда в пути, постоянно заботиться об обретении своей сущности.

• Социалистическая революция не может победить одновременно во всех капиталистических странах. Социализм победит первоначально в одной отдельно взятой стране, которая является «узлом противоречий».

• История человечества - это переход от одной общественно-экономической формации к другой, высшей из которых является коммунизм.

2. Делая вывод о необходимости ликвидации частной собственности, К. Маркс руководствовался убеждением, что частная собственность:

• основа и результат эксплуатации;

• порождает конкуренцию и погоню за прибылью;

• исключает из производства значительные массы людей (самих собственников и обслуживающие их группы населения).

Считаете ли вы убедительными аргументы и разделяете ли общий вывод? Свою позицию обоснуйте.

3. Кто, по мысли К. Маркса, является создателем общественного богатства? Как вы относитесь к утверждению о том, что справедливое общественное устройство предполагает всеобщность труда. Означает ли это, что все должны стать рабочими.

4. Определите, кому из создателей теории общественного договора могли принадлежать следующие высказывания:

• «Естественным состоянием людей раньше, чем они вступили в общество, была лишь война, и не простая, но война всех против всех».

• «Великой и главной целью объединения людей в государства и передача ими себя под власть правительства является сохранение ими собственности...»

5. Сравните взгляды ранних и поздних утопистов. Что в них общего и каковы различия?

6. Почему учения А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна считаются утопическими?

7. Что, по-вашему, мог ответить Евгений Онегин, как известно, читавший А. Смита, на вопрос: «Чем государство богатеет?»

8. А. Смит писал: «Человек, который не в состоянии приобретать никакой собственности, не может иметь иных интересов, кроме как есть побольше и работать поменьше». Согласны ли вы с этим утверждением? Свою позицию обоснуйте.

9. К. Маркс и Ф. Энгельс в своей программной работе «Манифест Коммунистической партии» (1848) целью своей теории провозгласили создание общества, в котором «свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех». Как вы понимаете эти слова?

10. Прочитайте высказывание: «Я не вижу особенной заслуги в открытии того факта, что рабочий в виде заработной платы не получает полной разницы между рыночной ценой готового продукта и ценой сырья с орудиями сбыта и пр.». В какой теории этот факт рассматривался как основополагающий? Был ли известен этот факт до К. Маркса? Может ли он служить доказательством эксплуатации рабочих? Свой вывод аргументируйте.

11. Прочитайте высказывание: «В настоящее время никому не придет в голову говорить о либеральной физике, социалистической математике, консервативной химии и т. д. Как обстоит дело с наукой истории человечества? Я не могу допустить и считаю абсурдом либеральную, консервативную или социалистическую науку». Какой вывод следует из этого высказывания Бернштейна? Выберите из перечисленного:

• знания об обществе вообще не могут быть строго научными;

• социалистические учения не являются наукой;

• любые доктрины, учения, имеющие замкнутый характер и призывающие к определенной цели, не могут быть строгой наукой.

Свой выбор обоснуйте.

12. Прочитайте высказывание: «Социализм, основанный К. Марксом и Ф. Энгельсом, отличается от систем Р. Оуэна, А. Сен-Симона и Ш. Фурье иной оценкой сил и средств, необходимых для осуществления социалистического общества». Что совпадало в представлениях о социализме у классиков марксизма и французских утопистов? Что имеет в виду Бернштейн, говоря об иных силах и средствах? Разделяете ли вы этот вывод Бернштейна?

13. Победу социализма, писал Бернштейн, можно обосновать лишь доказательством неизбежности экономического крушения существующего общественного строя. Но такая неизбежность еще не была и не могла быть доказана. «Общественное развитие в некоторых пунктах сошло с пути, по которому оно должно было бы направиться, чтобы крушение стало неизбежным по чисто экономическим причинам». Что имеет в виду Бернштейн, говоря о «должном» пути общественного развития? Кто предсказал этот путь и в чем была суть прогноза? В каких же «пунктах» произошло расхождение предсказания и реального хода исторического развития? Может ли это расхождение теории и фактов служить опровержением теории?

14. «Человек - это двуногое без перьев». Изречение родилось в Древней Греции. «Мыслю, следовательно, существую», - утверждал французский философ XVIII в. Р. Декарт. В чем принципиальное различие этих позиций в определении сущности человека?

15. Поразмышляйте над высказываниями французских философов-просветителей. Какую роль они отводят разуму человека и его знаниям?

Всякий, изучающий историю народных бедствий, может убедиться, что большую часть несчастий на Земле приносит невежество (К. Гельвеций).

Украсть у кого-то мысли бывает часто преступнее, чем украсть у кого-то деньги (Ф. Вольтер).

16. Маркс писал: «Свободны ли люди в выборе той или иной общественной формы? Отнюдь нет. Возьмите определенную ступень развития производительных сил, и вы получите определенную форму обмена и потребления. Возьмите определенную ступень развития производства, обмена и потребления, и вы получите определенный общественный строй, определенную организацию семьи, сословий или классов - словом, определенное гражданское общество. Возьмите определенное гражданское общество, и вы получите определенный политический строй». В свою очередь, «люди не свободны в выборе своих производительных сил, которые образуют основу всей предшествующей деятельности». Что, по мысли Маркса, лежит в основе развития общества? Чем ограничена свобода людей?

17. Согласно учению К. Маркса, всемирную историю можно представить как цепь последовательно сменяющих друг друга ступеней (фаз) развития - общественно-экономических формаций. «Общество, - писал Маркс, - даже если оно напало на след естественного закона своего развития, не может ни перескочить через естественные фазы развития, ни отменить последние декретами. Но оно может сократить или смягчить муки родов».

Подумайте, какие из приведенных суждений являются выводами из данного положения:

• развитие общества так же закономерно, как и развитие природы;

• люди могут не знать законов общественно-исторического развития, но отменить их не могут;

• бороться за смену капитализма социализмом бессмысленно, такая смена произойдет неизбежно;

• «напав» на законы своего развития, общество в лице ученых может определить тенденции и перспективы будущего.

18. В городе Солнца Т. Кампанеллы к подрастающему поколению относятся так: детей, отобранных у матерей, растят специальные служащие по единому распорядку. Государство определяет судьбу более или менее одаренных, решает, кто к каким должностям пригоден. Кто из известных вам философов уже предлагал общественное воспитание детей и раннее выявление их будущего места и роли в обществе? Почему, на ваш взгляд, эта идея вновь возродилась - теперь уже у ранних утопистов?

19. Соответствует ли взглядам утопистов следующее утверждение: «Как же богатеют богатые, если не путем завладения вещами, принадлежащими всем. Если бы каждый брал лишь то, что нужно для поддержания его жизни, оставляя излишки другим, не было бы ни бедных, ни богатых»? Как вы относитесь к этому утверждению?

20. Какие идеи объединяют таких мыслителей, как Т. Мор, Ж. Сен-Симон, Ш. Фурье, К. Маркс? Выберите из перечисленного:

• возможность создания справедливого общества;

• утверждение социального и имущественного равенства при социализме;

• необходимость отмены частной собственности;

• всеобщность труда при социализме;

• революционный способ перехода к социализму.


Анализ текста

1. К. Маркс в «Критике Готской программы» дал определение полного коммунизма:

На высшей фазе коммунистического общества, после того как исчезнет порабощающее человека подчинение его разделению труда; когда исчезнет вместе с этим противоположность умственного и физического труда; когда труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни; когда вместе со всесторонним развитием индивидов вырастут и производительные силы и все источники общественного богатства польются полным потоком, лишь тогда можно будет совершенно преодолеть узкий горизонт буржуазного права и общество сможет написать на своем знамени: «Каждому по способностям, каждому по потребностям».

Вопросы и задания к тексту

- Каков теоретический источник представлений К. Маркса о будущем человечества?

- В чем выразилось противоречие в определении сущности коммунистического общества и путях его достижения?

2. М. И. Туган-Барановский писал:

Если мы представим себе социалистическое государство как гигантскую машину, в которой отдельный человек играет роль винтика или колеса, управляемого движением всего механизма, то это, может быть, и поведет к сознанию наибольшей суммы общественного богатства, но не будет соответствовать интересам трудящегося человека, не желающего принижать себя до простого подчиненного орудия общественного целого... .Отбросьте учение об абсолютной ценности человеческой личности - и все демократические требования нашего времени окажутся пустыми разглагольствованиями.

Вопросы и задания к тексту

- Какую модель социализма и почему не приемлет М. И. Туган-Барановский?

- Были ли попытки осуществить такую модель на практике? К чему они привели?

- Действительно ли жесткое централизованное управление обществом ведет к росту эффективности производства? Приведите факты, подтверждающие или опровергающие этот вывод.

3. Перед вами фрагмент из работы Ж.П. Сартра «Экзистенциализм - это гуманизм»:

Для экзистенциалиста человек потому не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам. Таким образом, нет никакой природы человека, как нет и Бога, который бы ее задумал. Человек просто существует, и он не только такой, каким себя представляет, но и такой, каким он хочет стать... Таким образом, первым делом экзистенциализм отдает каждому человеку во владение его бытие и возлагает на него полную ответственность за существование.

Вопросы и задания к тексту

- В чем экзистенциалисты видят различие между сущностью и существованием человека? Что чему предшествует?

- Как человек обретает свою сущность? Согласны ли вы с утверждением: «Человек делает себя сам»? Есть ли, на ваш взгляд, силы, которые препятствуют самостановлению личности? Приведите примеры из собственного опыта.

- Как вы понимаете слова, что человек не просто такой, каким себя представляет, но и такой, каким он хочет стать? Попробуйте на личном опыте проследить, как ваш проект своего будущего влияет на ваше сегодняшнее поведение.

4. Н. Макиавелли «Государь»

...Может возникнуть спор, что лучше: чтобы государя любили или чтобы его боялись. Говорят, что лучше всего, когда боятся и любят одновременно;

однако любовь плохо уживается со страхом; поэтому если уж приходится выбирать, то надежнее выбрать страх. Ибо о людях в целом можно сказать, что они неблагодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и обману, что их отпугивает опасность и влечет нажива; пока ты делаешь им добро, они твои всей душой, обещают ничего для тебя не щадить: ни крови, ни жизни, ни детей, ни имущества, но когда у тебя появится в них нужда, они тотчас от тебя отвернутся. И худо придется тому государю, который, доверяясь их посулам, не примет никаких мер на случай опасности. Ибо дружбу, которая дается за деньги, а не приобретается величием и благородством души, можно купить, но нельзя удержать, чтобы воспользоваться ею в трудное время. Кроме того, люди меньше остерегаются обидеть того, кто внушает им любовь, нежели того, кто внушает им страх, ибо любовь поддерживается благодарностью, которой люди, будучи дурны, могут пренебречь ради своей выгоды, тогда как страх поддерживается угрозой наказания, которой пренебречь невозможно...

Итак, возвращаясь к спору о том, что лучше: чтобы государя любили или чтобы его боялись, скажу, что любят государей по собственному усмотрению, а боятся - по усмотрению государей, поэтому мудрому правителю лучше рассчитывать на то, что зависит от него, а не от кого-то другого; важно лишь ни в коем случае не навлекать на себя ненависти подданных...

Вопросы и задания к тексту

- Каково отношение автора к людям?

- Согласны ли вы с мнением автора о соотношении любви народа к государю и страху перед ним? Приведите примеры.

- Какой правитель признается мудрым?

- О каких типах управления государством идет речь и как эти типы были представлены в мировой истории?

5. Т. Гоббс «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского»

При отсутствии гражданского состояния всегда имеется война всех против всех. Отсюда очевидно, что пока люди живут без общей власти, держащей всех в страхе, они находятся в том состоянии, которое называется войной, а именно в состоянии войны всех против всех. Ибо война есть не только сражение, или военное действие, а промежуток времени, в течение которого явно сказывается воля к борьбе путем сражения. [25. Т. 2. С. 95]

Состояние войны всех против всех характеризуется также тем, что при нем ничто не может быть несправедливым. Понятия правильного и неправильного, справедливого и несправедливого не имеют здесь места. Там, где нет общей власти, нет закона, а там, где нет закона, нет справедливости. Сила и коварство являются на войне двумя кардинальными добродетелями... Указанное состояние характеризуется также отсутствием собственности, владения, отсутствием точного разграничения между моим и твоим. Каждый человек считает своим лишь то, что он может добыть, и лишь до тех пор, пока он в состоянии удержать это.

...Цель государства - главным образом, обеспечение безопасности. Конечной причиной, целью или намерением людей (некоторые от природы любят свободу и господство над другими) при наложении на себя уз (которыми они связаны... живя в государстве) является забота о самосохранении и при этом о более благоприятной жизни. Иными словами, при установлении государства люди руководятся стремлением избавиться от бедственного состояния войны, являющегося... необходимым следствием естественных страстей людей там, где нет видимой власти, держащих их в страхе и под угрозой наказания, принуждающей их к выполнению соглашений и соблюдению естественных законов.

...Такая общая власть, которая была бы способна защищать людей от вторжения чужеземцев и от несправедливостей, причиняемых друг другу, и... доставить им ту безопасность, при которой они могли бы кормиться от трудов рук своих и от плодов земли и жить в довольстве, может быть воздвигнута только одним путем, а именно сосредоточением всей власти и силы в одном человеке или в собрании людей, которое большинством голосов могло бы свести все воли граждан в единую волю. В этом человеке или собрании лиц состоит сущность государства, которая нуждается в следующем определении: государство есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтет необходимым для их мира и общей защиты.

Вопросы и задания к тексту

- Как называется теория происхождения государства, основы которой выражены в тексте? Какие факторы общественной жизни являются решающими доводами для подтверждения этой теории?

- Как зависимы понятия «война всех против всех», «государство», «гражданское состояние», «власть»? Существует ли власть в состоянии войны всех против всех?

- Почему в определении сущности государства Гоббс использует понятие «единое лицо»? Какую существенную сторону функционирования государства определил философ, используя это образное выражение? Каковы границы применения этой функции государства?

- Объясните, какая функция государства более важна: 1) поддержание справедливости, 2) поддержание мира, 3) согласование интересов населения, 4) развитие частной инициативы.

6. Ж. Руссо «Об общественном договоре, или Принципы политического права»

Самое древнее из всех обществ и единственное естественное - это семья. Но ведь и в семье дети связаны с отцом лишь до тех пор, пока нуждаются в нем... Дети, избавленные от необходимости повиноваться отцу, и отец, свободный от необходимости заботиться о детях, вновь становятся равно независимыми... Эта общая свобода есть следствие природы человека. Первый ее закон - самосохранение, ее первые заботы - те, которыми человек обязан самому себе... Таким образом, семья - это... прообраз политических обществ, правитель - это подобие отца, народ - дети, и все, рожденные равными и свободными, если отчуждают свою свободу, то лишь для своей же пользы... Самый сильный никогда не бывает настолько силен, чтобы оставаться постоянно повелителем, если он не превращает своей силы в право, а повиновения ему - в обязанность. Отсюда - право сильнейшего..., но разве нам никогда не объяснят смысл этих слов? Сила – это физическая мощь, и я никак не вижу, какая мораль может быть результатом ее действия. Уступать силе - это акт необходимости, а не воли; в крайнем случае, это акт благоразумия... Согласимся же, что сила не творит право и что люди обязаны повиноваться только властям законным... Раз ни один человек не имеет естественной власти над себе подобными и поскольку сила не создает никакого права, то... основою любой законной власти среди людей могут быть только соглашения.

...Итак, если мы устраним из общественного соглашения то, что не составляет его сущности, то... оно сводится к следующим положениям: каждый из нее передает в общее достояние и ставит под высшее руководство общей воли свою личность и все свои силы, и в результате для всех нас вместе каждый член превращается в нераздельную часть целого... Это Целое получает в результате такого акта свое единство, свое общее Я, свою жизнь и волю. Это лицо юридическое, образующееся... в результате объединения всех других, некогда называлось Гражданской общиной, ныне же именуется Республикой, или Политическим организмом: его члены называют этот Политический организм Государством, когда он пассивен, Сувереном, когда он активен, Державою - при сопоставлении его с ему подобным. Что до членов ассоциации, то они в совокупности получают имя народа, а в отдельности называются гражданами как участвующие в верховной власти и подданными как подчиняющиеся законам Государства.

...По общественному договору человек теряет свою естественную свободу и неограниченное право на то, что его прельщает и чем он может завладеть; приобретает же он свободу гражданскую и право собственности на все то, чем он обладает... Надо точно разложить естественную свободу, границами которой является лишь физическая сила индивидуума, и свободу гражданскую, которая ограничена общей волей... К тому, что уже сказано о приобретениях человека в гражданском состоянии, можно было бы добавить моральную свободу, которая одна делает человека действительным хозяином самому себе; ибо ступать лишь под воздействием своего желания есть рабство, а подчиняться закону, который ты сам для себя установил, есть свобода... Первоначальное соглашение не только не уничтожает естественное равенство людей, а, напротив, заменяет равенством как личностей и перед законом все то неравенство, которое внесла природа в их физическое естество; и хотя люди могут быть неравными по силе или способностям, они становятся все равными в результате соглашения и по праву.

...общественное соглашение устанавливает между гражданами такого рода равенство, при котором все они принимают на себя обязательства на одних и тех же условиях и все должны пользоваться одинаковыми правами. Таким образом, по самой природе этого соглашения, всякий акт суверенитета, т. е. всякий подлинный акт общей воли, налагает обязательства на всех граждан..., так что суверен знает лишь Нацию как целое... Это не соглашение высшего с низшим, но соглашение Целого с каждым из его членов; соглашение ибо оно имеет общею основою Общественный договор; справедливое, ибо оно общее для всех; полезное, так как оно не может иметь иной цели, кроме общего блага; и прочное, так как поручителем за него выступает вся сила общества и высшая власть.

Вопросы и задания к тексту

- Как Руссо определяет общество и государство? Приемлема его концепция для традиционного типа общества и современного индустриального и постиндустриального общества?

- В каких терминах социальной философии можно выразить идеи, высказанные французским мыслителем? Как называется основная идея о сущности и генезисе государства, обосновываемая им?

- Какую роль выполняют в рассуждениях Руссо о сущности и специфике общества и государства экономические, социальные факторы совместной жизни людей?

- Насколько мнение философа выражает реальные состояния жизни индивидов в обществе и государстве?






Для любых предложений по сайту: [email protected]