Обществознание 10 класс Профессиональный уровень - Поурочные планы к учебнику Боголюбова Л. Н.
Трудовая деятельность - ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЛЮДЕЙ - РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКАМ
Ключевые понятия
Труд - планомерная, сознательная деятельность с целью переработки того, что дает природа, в предметы потребления.
Средства труда - различные технические устройства, необходимые для производства, энергетические и транспортные линии и другие материальные объекты, без которых невозможен трудовой процесс.
Предмет туда - то, на что воздействуют средства труда.
Профессионализм - хорошее владение своей профессией.
Квалификация - степень готовности к какому-нибудь виду труда.
Социальное партнерство - система взаимоотношений между слоями, классами, органами государственной власти, основанная на равноправном сотрудничестве.
Технологическая дисциплина - строгое выполнение технологических норм.
Договорная дисциплина - строгое следование условиям договора.
Условия труда - отражение степени опасности или безопасности предмета и средств труда, их влияние на здоровье, настроение и работоспособность человека.
Культура труда - совершенствование трудовой среды; культура взаимоотношений между участниками труда, создание благоприятного нравственно-психологического климата в трудовом коллективе; осмысление участниками трудовой деятельности содержания трудового процесса, его особенностей, творческое воплощение замысла.
Человеческий фактор - наиболее широкое обозначение всей совокупности свойств работника (квалификации, мотивов поведения, интересов, сознания, культуры и т. д.).
Тестовый контроль
1. Разделение труда приводит:
а) к росту цен;
б) повышению производительности труда;
в) уменьшению экономической взаимозависимости;
г) увеличению дифференциации доходов.
2. Основная цель экономической деятельности:
а) снижение затрат производства;
б) удовлетворение потребностей людей;
в) достижение социального равенства;
г) увеличение индивидуальных доходов.
3. Росту объемов производства способствует:
а) увеличение налогов на производителя;
б) рост управленческого аппарата;
в) внедрение новой техники и технологий;
г) повышение оплаты труда работников.
4. Если доход фирмы больше ее издержек, то фирма:
а) сокращает административный аппарат;
б) снижает производительность труда;
в) увеличивает цены на продукцию;
г) получает прибыль.
5. Спрос потребителя определяется:
а) уровнем индивидуальных доходов;
б) ограниченностью природных ресурсов;
в) затратами на производство товаров;
г) качеством трудовых ресурсов.
6. Количество продукции, произведенной за единицу времени, характеризует:
а) затраты труда;
б) индивидуализацию труда;
в) производительность труда;
г) разделение труда.
7. Основным показателем эффективности экономики является:
а) уровень безработицы;
б) валовой внутренний продукт на душу населения;
в) размер подоходного налога;
г) прожиточный минимум.
8. Экономическая сфера жизни общества характеризует отношения:
а) по поводу власти;
б) между общественными организациями и правительством;
в) в процессе производства и распределения материальных благ;
г) между группами, имеющими различный доступ к социальным благам.
9. На увеличение потребительских расходов влияет:
а) увеличение подоходного налога;
б) снижение социальных выплат;
в) увеличение потребительского дохода;
г) снижение производительности труда.
10. В условиях рыночной экономики производитель может самостоятельно:
а) определять виды налогов;
б) устанавливать размеры минимальной оплаты труда;
в) назначать социальные пособия;
г) решать, что и как производить.
11. Доходы минус затраты производителя - это:
а) стоимость;
б) прибыль;
в) рыночная цена;
г) товарооборот.
12. Труд как целесообразная деятельность человека начался:
а) с занятий охотой;
б) изготовления орудий труда;
в) земледелия;
г) овладения огнем.
Практикум
1. Как вы понимаете утверждение К. Д. Ушинского: «Без личного труда человек не может идти вперед; не может оставаться на одном месте, но должен идти назад». Какие выводы можно сделать из этой оценки роли труда в развитии человека? Аргументируйте свое мнение.
2. Укажите, что из перечисленного ниже является продуктом материального производства, а что - духовного. Что не поддается однозначному определению?
1) Компьютер. 2) Картина. 3) Люстра. 4) Художественный фильм. 5) Освещение улиц. 6) Газета. 7) Станок.
3. Как вы понимаете слова А.П. Чехова о том, что праздная жизнь не может быть чистой? Можно ли согласиться с этим утверждением? Подберите пословицы, близкие по смыслу следующим: «Безделье - мать всех пороков», «Без дела жить - только небо коптить», «Худое ремесло лучше доброго воровства», «Труд человека кормит, а лень портит».
4. На предприятии работает 20 рабочих, каждый из которых трудится 40 часов в неделю. Предприятие выпускает 800 мотоциклов в неделю. Какова производительность труда на предприятии? Подумайте, какие факторы влияют на этот показатель трудовой деятельности человека?
5. В США сотрудник, постоянно использующий компьютер, получает в среднем на 15% больше своего менее квалифицированного коллеги. Среднегодовой доход мужчин, имеющих диплом колледжа, в 1995 году был примерно на 70% выше, чем у тех, кто некогда начал работать сразу же по окончании школы. В конце 1970-х гг. эта разница составляла лишь 42%. Какие выводы можно сделать из этих данных?
6. В России в 1993 г. произошло 926 чрезвычайных ситуаций техногенного характера, что на 20% больше, чем в предыдущем году, а в 1994 г. - уже 1440 аварий. Каковы основные причины увеличения числа производственных аварий, зачастую приводящих к гибели людей? Проиллюстрируйте примерами из практики значение соблюдения трудовой и технологической дисциплины в трудовой деятельности.
7. Как вы понимаете смысл высказывания президента Гарвардского университета Д. Бока: «Если вы считаете, что образование слишком дорого, попробуйте, почем невежество». Какое значение имеет качество трудовых ресурсов для производства? Объясните значение следующих понятий: «квалификация», «специальность», «ремесло», «профессия». Что объединяет и что различает эти понятия?
8. Правомерно ли деление профессий на «мужские» и «женские»? Аргументируйте свое мнение.
9. Роботы широко внедряются в современное промышленное производство и настойчиво вторгаются в повседневную жизнь. Приведите примеры, подтверждающие необходимость замены человека роботом при выполнении сложной работы. Что кроме облегчения условий труда приобретает человек, переложив часть своих обязанностей на плечи роботов? Возможно ли создание «безлюдного» производства? Ваш прогноз на развитие робототехники и возможные социальные последствия ее внедрения.
10. И любопытство, и любознательность - это интеллектуальные свойства личности, которые проявляются в стремлении узнать что-то новое. «Любопытство может выработаться в любознательность и может остаться только любопытством», - писал К. Д. Ушинский. Сравните эти понятия. Охарактеризуйте различия между ними.
11. По данным органов здравоохранения, только в Санкт-Петербурге в продажу поступает 2 млн. ртутных термометров, их покупают, скорее всего, чтобы заменить разбитые, а это значит, что в жилища, в почву и воду только от термометров ежегодно поступает более 3 т (!) ртути. Ученые подсказали несколько вариантов того, как остановить опасный ручеек ртути, добиться экологического и экономического эффекта. А что бы вы могли предложить?
12. Научно-фантастический роман повествует о работе ученого над проблемой антигравитации. Ученый умирает, оставляя ее нерешенной. В доме ученого молодой психолог собирает коллектив крупных ученых-исследователей (физики, математики и др.) и сообщает, что проблема антигравитации была решена, но материалы открытия утеряны. Психолог предлагает ученым, воспользовавшись оборудованием лаборатории, восстановить результаты открытия. Через год коллектив ученых дал искомый результат. Как вы можете объяснить эту ситуацию? Почему состоялось открытие?
13. Современники Ж. Верна вспоминают интересную страницу его творческого пути. Работая над книгой «Капитан Немо», фантаст описывал возможности подводного аппарата, который мог протаранить корабли противника. Отдав книгу в издательство, Ж. Верн случайно узнал из газет, что ученые ведут разработку нового оружия - торпед, способного на расстоянии поражать цель. Писатель, научно-фантастические идеи которого намного опережали время, бросился скупать первое издание своего произведения. Как вы можете объяснить поступок писателя-фантаста? Какое значение имеет для изобретателя связь с опытом предшественников? Может ли научно-фантастическая идея стать основой для открытия? Ответ проиллюстрируйте примерами.
14. Какая профессия вам более знакома? Осуществите анализ этого профессионального труда: определите его цель, используемые технические средства, способы трудовой деятельности (технологию), трудовые операции и приемы. Подумайте, как можно повысить производительность этой трудовой деятельности.
15. Сравните содержание труда продавца в гастрономе и водителя автобуса.
16. Объясните смысл и происхождение пословиц: «Ремеслу везде почет», «Мастерство везде в почете», «Кто что знает, тем и хлеб добывает», «Дело мастера боится», «Есть потешно, а работать докучно», «Дело не медведь, в лес не уйдет», «Господской работы не переработаешь», «Послал Бог работу, да отнял черт охоту».
17. Немецкий поэт и ученый И.В. Гете писал: «Всякой жизни, всякой деятельности, всякому искусству должно предшествовать ремесло, которое может быть усвоено лишь при известной специализации. Приобретение полного знания, полного умения в области одного какого-либо предмета дает большее образование, чем усвоение наполовину сотни разнообразных предметов». Согласны ли вы с этим утверждением? Аргументируйте свой ответ.
18. Как связана с понятием «содержание труда» следующая мысль Л. H. Толстого: «Телесный труд не только не исключает возможности умственной деятельности, не только не унижает ее достоинство, но и поощряет ее». Раскройте эту мысль на примерах различных профессий.
19. Сделайте выводы из приведенных ниже фактов.
В 1989 г. в СССР было проведено обследование станков и оборудования, в результате которого выяснилось, что из 2000 проверенных видов отечественной техники лишь 157 (8%) безопасны для рабочих. В целом по стране на работах с опасными и вредными условиями труда было занято свыше 75% трудящихся.
20. Вдумайтесь в слова одного из пропагандистов научной организации труда в нашей стране в 19-х гг. А. К. Гастева:
Мы возвеличиваем станок... Мы призываем рабочих к активности. Мы говорим им, что расчет твоих собственных функций автоматически разрешит вопрос об охране труда, расчет твоих функций, постоянное твое собственное творчество - это лучшие реформаторы производства.
Если бы даже все производство было механизировано, если бы все было поставлено на конвейеры и движущиеся ленты, мы знаем, что вместе с этим надо поставить задачу воспитания особого скоростного человека с его быстрой реакцией, с его способностью всегда быть настороженным и в то же время расходовать минимум нервной энергии.
Как оценить эти высказывания с точки зрения задачи повышения производительности труда? А в свете проблемы гуманизации труда? Свои оценки аргументируйте.
21. Установите соответствие между видами производства и их результатами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Виды производства:
А. Материальное производство.
Б. Духовное производство.
Результаты производства:
1) холодильная установка;
2) компьютер;
3) открытие нового химического элемента;
4) спидометр;
5) сценарий кинофильма.
22. Назовите основные измерители экономической деятельности страны. (Желательно назвать три измерителя.)
23. Раскройте на примере факторы, негативно влияющие на условия труда производителя. (Желательно раскрыть три фактора.)
24. В США сотрудник, постоянно использующий компьютер, получает в среднем на 15% больше своего менее квалифицированного коллеги. Среднегодовой доход мужчин, имеющих диплом колледжа, в 1995 г. был примерно на 70% выше, чем у тех, кто некогда начал работать сразу же после окончания школы. В конце 1970-х гг. эта разница составляла лишь 43%. Какие выводы можно сделать из приведенных данных? Что означает характеристика «квалифицированный работник»?
Анализ текста
А. Смит «Исследования о природе и причинах богатства народа»
Величайший прогресс в развитии производственной силы труда и значительная доля искусства, умения и сообразительности, с какими он направляется и прилагается, явились, по-видимому, следствием разделения труда. Для примера возьмем производство булавок. Рабочий, не обученный этому производству (разделение труда сделало последнее особой профессией) и не умеющий обращаться с машинами, употребляемыми в нем (толчок к изобретению последних, вероятно, тоже был дан этим разделением труда), едва ли может, пожалуй, при всем своем старании сделать одну булавку в день и, во всяком случае, не сделает двадцати булавок. Но при той организации, которую имеет теперь это производство, оно само в целом не только представляет собой особую профессию, но и подразделяется на ряд специальностей, из которых каждая, в свою очередь, является отдельным специальным занятием. Один рабочий тянет проволоку, другой выпрямляет ее, третий обрезает, четвертый заостряет конец, пятый обтачивает один конец для насаживания головки; изготовление самой головки требует двух или трех самостоятельных операций. Таким образом, сложный труд производства булавок разделен приблизительно на восемнадцать самостоятельных операций. Мне пришлось видеть мануфактуру такого рода, где было занято только десять рабочих и где, следовательно, некоторые из них выполняли по две и по три различных операции. Эти десять человек вырабатывали свыше 48 000 булавок в день.
...Разделение труда в любом ремесле, в каких бы размерах оно ни было введено, вызывает соответствующее увеличение производительности труда. По-видимому, отделение друг от друга различных профессий и занятий вызывалось этим преимуществом. Вместе с тем такое выделение обыкновенно идет дальше в странах, достигших более высокой ступени промышленного развития: то, что в диком состоянии общества составляет работу одного человека, в более развитом выполняется несколькими. Каждый отдельный работник становится более опытным и сведущим в своей особой специальности; в целом производится больше работы, и значительно возрастают достижения науки. Получившееся в результате разделения труда значительное увеличение производства всякого рода предметов приводит в обществе, надлежащим образом управляемом, к тому всеобщему благосостоянию, которое распространяется и на самые низшие слои народа.
Вопросы и задания к тексту
- Какие экономические проблемы рассматривает текст документа? (Желательно указать не менее двух проблем.)
- О каких результатах влияния разделения труда на хозяйственную жизнь общества вы узнали из документа?
- Какие выводы можно сделать из приведенного автором примера разделения труда о его влиянии на процесс производства?
- На основе знаний курса и авторского текста назовите факторы, влияющие на производительность труда.
Темы для эссе
Экономия состоит не в сбережении, а в отборе (Э. Берк).
Конкуренция - это централизованное планирование, осуществляемое множеством самостоятельных индивидов (Ф. Хайек).
Нажить много денег - храбрость; сохранить их - мудрость, а умело расходовать их - искусство (Б. Ауэрбах).