Обществознание 10 класс Профессиональный уровень - Поурочные планы к учебнику Боголюбова Л. Н.
Сознание и познание - СОЗНАНИЕ И ПОЗНАНИЕ - РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКАМ
Ключевые понятия
Ощущения - это данные органов чувств об отдельных свойствах отдельных предметов.
Восприятие - это целостный образ предмета, являющийся суммой отдельных ощущений.
Представление - это высшая форма чувственного познания, образ предмета, сохраняемый в памяти вне непосредственного контакта с ним.
Понятие - мысль, выделяющая из действительности некий класс предметов посредством указания на их общие признаки.
Суждение - мысль, содержащая утверждение о наличии в действительности какого-либо положения дел.
Истина - адекватное отражение действительности в сознании человека, не зависящее от тех или иных особенностей познающего субъекта.
Заблуждение - неадекватное отражение действительности.
Наблюдение - целенаправленное изучение отдельных предметов и явлений, в ходе которого происходит получение знания о внешних свойствах и признаках изучаемого объекта.
Эксперимент - метод изучения явлений, который осуществляется в строго определенных условиях, причем последние могут при необходимости воссоздаваться и контролироваться субъектом познания (ученым).
Аналогия - умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде иных отношений.
Сознание - способность человека оперировать образами социального взаимодействия, природных и культурных связей, отделенными от непосредственных контактов с людьми и актов деятельности, рассматривать эти образы в качестве условий, средств, ориентиров своего поведения.
Самосознание - определение человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные решения, вступать в определенные отношения с другими людьми и природой.
Тестовый контроль
1. Что включают ученые в понятие человеческого знания?
а) результат познавательной деятельности человека;
б) деятельность, в результате которой создается новое;
в) социальные потребности человека;
г) результат любой творческой деятельности человека.
2. Что из перечисленного относится к донаучным знаниям?
а) мифы и легенды о сотворении мира;
б) теория относительности;
в) закон всемирного тяготения;
г) закон соответствия спроса и предложения.
3. Что из перечисленного относится к донаучным знаниям?
а) открытие Архимедом выталкивающей силы;
б) миф о сотворении человека из глины;
в) гипотеза Птолемея о шарообразности Земли;
г) закон сохранения и превращения энергии.
4. Что из перечисленного относится к научным знаниям?
а) библейская легенда о сотворении мира;
б) предание о Великом потопе;
в) находки археологов клинописного архива цивилизации шумеров;
г) сообщение Геродота о племенах людей с собачьими головами.
5. Что из перечисленного относится к научным знаниям?
а) представление о мире, стоящем на трех китах;
б) расшифровка египетских иероглифов;
в) предание о Ноевом ковчеге;
г) библейская легенда о сотворении человека из глины.
6. К чувственному познанию относится:
а) суждение;
б) восприятие;
в) ощущение;
г) наблюдение.
7. Что из названного является этапом чувственного познания?
а) наблюдение;
б) эксперимент;
в) представление;
г) гипотеза.
8. К рациональному познанию относится:
а) суждение;
б) восприятие;
в) ощущение;
г) наблюдение.
9. Что из названного является этапом рационального познания?
а) наблюдение;
б) эксперимент;
в) понятие;
г) практика.
10. Под истиной понимается:
а) обязательный результат познавательной деятельности человека;
б) объективное отражение действительности в сознании человека;
в) знание, разделяемое большинством людей;
г) знания, не противоречащие предыдущим знаниям.
11. Истинное знание отличается от ложного тем, что оно:
а) разделяется большинством людей;
б) соответствует познаваемому объекту;
в) не противоречит предшествующим представлениям;
г) использует только формы рационального познания.
12. Что понимают ученые под абсолютной истиной?
а) исчерпывающее, точное знание об объекте исследования;
б) объективные знания об объекте, достигнутые на определенном этапе познания;
в) знание, осуществляемое только при помощи художественных образов;
г) знание, полученное в результате применения только форм рационального познания.
13. Утверждение «Физическое тело, погруженное в воду, равно массе вытесненной воды» является примером:
а) научного знания;
б) обыденного знания;
в) мифологического знания;
г) народной мудрости.
14. Утверждение «Все земные тела подчиняются закону всемирного тяготения» является примером:
а) научного знания;
б) обыденного знания;
в) мифологического знания;
г) паранаучного знания.
15. Высказывание «Век живи - век учись» является примером:
а) научного знания;
б) народной мудрости;
в) мифологического знания;
г) паранаучного знания.
16. Высказывание «Без труда не выловишь и рыбку из пруда» является примером:
а) мифологического знания;
б) народной мудрости;
в) паранаучного знания;
г) научного знания.
17. Высказывание «Ученье — свет, а неученье — тьма» является примером:
а) мифологического знания;
б) народной мудрости;
в) паранаучного знания;
г) научного знания.
18. Объективная истина - это знание:
а) не зависящее от пристрастий и интересов людей;
б) полученное исключительно при помощи чувственного познания;
в) разделяемое большинством людей;
г) соответствующее моральным нормам.
19. Наука, изучающая закономерности хозяйственной деятельности человека, - это:
а) история;
б) политология;
в) экономика;
г) психология.
20. Наука о закономерностях становления, развития и функционирования общества в целом, - это:
а) история;
б) политология;
в) этика;
г) социология.
21. Отличительная особенность эстетического (художественного) познания:
а) получение знаний при помощи художественных образов;
б) приводит к относительным истинам;
в) использует только формы чувственного;
г) направлено на получение достоверного знания.
22. Наукой, изучающей поведение человека в обществе, является:
а) социальная психология;
б) история;
в) философская антропология;
г)социология.
23. Особенностью социального познания является:
а) совладение субъекта и объекта познания;
б) получение объективного знания;
в) соответствие результатов познания поставленным целям;
г) выдвижение гипотез и формулировка выводов.
24. Какой из названных признаков характерен исключительно для социального познания?
а) преобладание эксперимента как способа получения знания;
б) возможность получения достоверного знания;
в) возможность получения субъективной оценки;
г) обусловлено интересами познающего субъекта;
25. Психология изучает:
а) хозяйственную деятельности человека;
б) межличностные отношения в обществе;
в) деятельность политических партий и движений;
г) образование социальных групп и их взаимодействие друг с другом.
26. Укажите среди перечисленных знаний паранаучные:
а) Н. умеет читать кончиками пальцев сквозь плотную бумагу;
б) Д. может устно делить и умножать четырехзначные числа;
в) К. по фотографии мужа определяет, когда он вернется в семью;
г) М. способен по состоянию глаз человека назвать некоторые его заболевания.
27. Примером обыденного знания является утверждение:
а) расстояние от Солнца до Марса - 228 млн. км;
б) средний радиус Земли - 6371,032 км;
в) расстояние между деревнями Ореховкой и Сухой Корсун - полчаса езды на телеге.
28. Критериями истины являются:
а) опыт, практика;
б) мнение специалиста;
в) соответствие господствующему в обществе учению;
г) соответствие законам логики.
29. Верны ли следующие суждения о познавательной деятельности?
А. Познавательная деятельность людей сопровождается ошибками, заблуждениями, иллюзиями.
Б. Познавательная деятельность людей неразрывно связана с работой сознания, волей, памятью, убеждениями.
а) верно только А;
б) верны А и Б;
в) верно только Б;
г) оба суждения неверны.
30. Верны ли следующие суждения о научном познании?
А. Целью научного познания является осознание закономерностей процессов и явлений.
Б. Целью научного познания является отражение действительности в художественных образах.
а) верно только А;
б) верны А и Б;
в) верно только Б;
г) оба суждения неверны.
31. Верны ли следующие суждения о познании?
А. В структуру чувственного познания входят ощущения, восприятия, представления.
Б. Начальной ступенью познания является познание, осуществляемое посредством органов чувств.
а) верно только А;
б) верны А и Б;
в) верно только Б;
г) оба суждения неверны.
32. Верны ли следующие суждения о познании?
А. В структуру рационального познания входят понятие, суждение, умозаключение.
Б. Рациональное познание предваряет собой чувственное.
а) верно только А;
б) верны А и Б;
в) верно только Б;
г) оба суждения неверны.
33. Верны ли следующие суждения о познании?
А. Познание требует познающего субъекта и познаваемого объекта.
Б. В качестве субъекта познание может выступать как отдельный человек, так и общество в целом.
а) верно только А;
б) верны А и Б;
в) верно только Б;
г) оба суждения неверны.
34. Верны ли следующие суждения о познавательной деятельности?
А. Выдвижение гипотезы является элементом познавательной деятельности.
Б. Для осуществления познавательной деятельности необходимы субъект и объект.
а) верно только А;
б) верны А и Б;
в) верно только Б;
г) оба суждения неверны.
35. Верны ли следующие суждения о познании?
А. Основными формами познания являются чувственное и рациональное познание.
Б. Рациональное познание предполагает осмысление сущности познаваемого объекта,
а) верно только А;
б) верны А и Б;
в) верно только Б;
г) оба суждения неверны.
36. Верны ли следующие суждения об истине?
А. Истинное знание всегда объективно.
Б. Истинное знание всегда разделяется большинством людей.
а) верно только А;
б) верны А и Б;
в) верно только Б;
г) оба суждения неверны.
37. Верны ли следующие суждения о науках?
А. Науки принято подразделять на технические, естественные, гуманитарные, общественные.
Б. К числу естественных наук относится история и социология.
а) верно только А;
б) верны А и Б;
в) верно только Б;
г) оба суждения неверны.
38. Верны ли следующие суждения об истине?
А. Объективность является неотъемлемым свойством и относительной и абсолютной истины.
Б. Объективность выражается в независимости знания от пристрастий и интересов людей.
а) верно только А;
б) верны А и Б;
в) верно только Б;
г) оба суждения неверны.
39. Верны ли следующие суждения об истине?
А. Объективность истины заключается в получении знания, соответствующего предмету изучения.
Б. Объективность истины выражается в разделении знания большинством людей.
а) верно только А;
б) верны А и Б;
в) верно только Б;
г) оба суждения неверны.
40. Верны ли следующие суждения о познании?
А. Познание средствами искусства осуществляется с помощью художественных образов.
Б. Только научное познание направлено на постижение сущности и человека.
а) верно только А;
б) верны А и Б;
в) верно только Б;
г) оба суждения неверны.
41. Научное знание отличает:
а) доказательность выводов;
б) использование понятийного аппарата;
в) использование художественных образов;
г) обращенность к эмоциям, переживаниям;
д) опора на житейский опыт;
е) теоретический уровень.
42. К особенностям социального познания относятся:
а) совпадение объекта и субъекта познания;
б) в качестве объекта познания выступает общество;
в) значительная степень субъективности;
г) преобладание эксперимента;
д) в качестве объекта познания выступает природа;
е) целью познания является получение достоверного знания.
43. Научное познание непосредственно направлено:
а) на создание новых материальных ценностей;
б) выработку нравственных норм;
в) раскрытие смысла жизни;
г) выявление закономерностей развития мира.
44. Научное познание, в отличие от других видов познавательной деятельности:
а) опирается на данные наблюдений;
б) учитывает накопленный опыт;
в) экспериментально обосновывает выводы;
г) использует метод рассуждений.
45. Научные знания, так же как и мифологические:
а) дают общую картину мира;
б) включают ритуальные действия;
в) основываются на мнениях авторитетных людей;
г) доступны узкому кругу людей.
46. Верны ли следующие суждения?
А. Практика является универсальным (всеобщим) критерием истины.
Б. Существуют области познания, где основным критерием выступает теория.
а) верно только А;
б) верно только Б;
в) верно и А, и Б;
г) оба суждения неверны.
Практикум
1. Заполните пропуски:
- Относительная ________________ зависит от реальных исторических условий своего времени, в частности от точности или совершенства средств наблюдения и эксперимента.
- Абсолютная и относительная истины являются формами __________________________ истины.
- Результатом познавательной деятельности является получение ___________________ .
- __________________ как один из критериев истины включает в себя накопленный предыдущими поколениями людей опыт.
- ________________ выражается в независимости знания от пристрастий и интересов людей.
2. Соотнесите ступени познавательной деятельности человека и составляющие их элементы:
Ступени познания |
Элементы |
А. Чувственное. |
1) суждение; |
Б. Рациональное. |
2) ощущение; |
3) понятие; |
|
4) представление; |
|
5) умозаключение; |
3. Соотнесите виды человеческих знаний и иллюстрирующие их примеры:
Виды знаний |
Примеры |
А. Народная мудрость. |
1) пословицы; |
Б. Научные знания. |
2) поговорки; |
3) притчи; |
|
4)теории; |
|
5) законы развития общества; |
|
6) законы развития природы. |
4. Соотнесите виды познавательной деятельности и их характерные признаки:
Виды, познавательной деятельности А. Научное познание. Б. Художественное познание. |
Признаки 1) образно-символический ряд; 2) понятийный аппарат; 3) теория; |
5. Соотнесите виды познавательной деятельности и их характерные признаки:
Виды познавательной деятельности А. Научное познание. Б. Художественное познание. |
Признаки 1) доказательность; 2) проведение экспериментов; 3) наличие понятийного ряда; 4) обращение к эмоциям. |
6. Соотнесите виды наук и их конкретные примеры:
Виды наук |
Примеры |
А. Естественные науки. |
1) физика; |
Б. Общественные науки. |
2) социология; |
3) политология |
|
4) биология; |
|
5) история; |
|
6) экономика. |
7. Какому понятию соответствует следующее определение: «Чувственный образ предметов и явлений, сохраняемый в нашем сознании без их непосредственного воздействия».
8. Установите соответствие способов получения знания и познавательных результатов:
Способы познания А. Научное познание. Б. Осмысление повседневного опыта. |
Полученные выводы 1) часть болезней вызвана неправильным питанием; 2) все живое имеет клеточное строение; 3) некоторые черты внешнего облика человека передаются по наследству; 4) носитель наследственности - ген. |
9. Распределите перечисленное ниже следующим образом: первые три позиции должны представлять методы теоретического научного познания, три последующие - методы экспериментального познания:
1) моделирование;
2) систематизация;
3) эксперимент;
4) наблюдение;
5) измерение;
6) абстрагирование.
10. Л. H. Толстой писал: «Задачей науки должно быть познание того, что должно быть, а не того, что есть». Вы согласны с мнением писателя?
11. Среди причин, обусловливающих относительный характер добываемых в процессе познания истин, выделяют ограниченность познавательных способностей человека: далеко не все доступно восприятию нашими органами чувств, имеет свои границы и рациональное мышление. Что еще придает нашим выводам и суждениям о мире относительный характер?
12. Исходя из непосредственных наблюдений, люди долгое время считали, что Земля - плоское и покоящееся тело, а Солнце движется по небосводу. Какой вывод о роли наблюдений в формировании научной картины мира можно сделать на основе этого факта?
13. Один известный философ утверждал, что существование пудинга доказывается тем, что его съедают. Какой критерий истины здесь подразумевается? Существуют ли другие критерии истины? Какие?
14. В чем сущность понятия «общественное сознание»? Как доказать правоту (или ошибочность) следующего суждения: «Мое отношение к моей среде есть мое сознание»?
15. Аварская пословица гласит: «Наука - лучшая казна: не украдут, не сгорит, не сгинет, не пропадет - всегда при себе». Какой смысл из поколения в поколение несет эта пословица? Что понимается в данном случае под словом «наука»?
16. Существует мнение, что там, где нет любознательности, нет и образования, нет настоящей школы. Если на уроке после рассказа учителя нет никаких вопросов, «все, мол, понятно», - это первый признак угасания интеллектуальных потребностей, когда уже нет интереса, а осталась лишь тягостная обязанность изо дня в день учить уроки. Разделяете ли вы это мнение? Часто ли в вашем классе встречаются ситуации, похожие на описанную? Приведите примеры.
17. Существует древнее утверждение о том, что в большом знании большая печаль. Как вы думаете, какой смысл вложен в него? Устарело ли оно или и сегодня является актуальным? Почему вы так считаете? Аргументируйте свою точку зрения.
18. Типичные подходы к оценке значимости научного познания нашли свое отражение в замечательной басне И. А. Крылова «Водолазы». Основной вопрос полемики звучит в басне следующим образом:
Не более ль вреда, чем пользы от наук?
Не расслабляет ли сердец и рук
Ученье?
Автор изобразил две группы знатоков, отвечающих на этот вопрос:
Кто говорил, что неученье тьма, -
Что не дал бы нам Бог ума.
Ни дара постигать вещей небесных,
Когда бы он хотел,
Чтоб человек не боле разумел
Животных бессловесных,
И что, согласно с целью сей,
Ученье к счастию ведет людей.
Другие утверждали,
Что люди от наук лишь только хуже стали:
Что все ученье бред,
Что от него лишь нравам вред
И что, за просвещеньем вслед
Сильнейшие на свете царства пали...
Какая позиция вам представляется более убедительной? Выскажите и аргументируйте свое мнение по данному вопросу.
19. Известный немецкий поэт И.В. Гете, размышляя об образовании как важнейшей составляющей духовной жизни человека и общества, пришел к следующему заключению: «Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя». Какой смысл вложил поэт в слово «учитель»?
20. Прочитайте два определения слова «учитель»:
• Учитель - человек, готовящий ребенка к самостоятельной жизни.
• Учитель - человек, формирующий интеллект нации, народа. Какой из приведенных взглядов разделяете вы? Аргументируйте свой выбор.
21. Какой, по-вашему, смысл вложен в следующие русские народные пословицы и поговорки?
• Ученый водит, неученый следом ходит.
• Век живи - век учись.
• Ученого учить - только портить.
• Ученье свет, а неученье тьма.
• Хотя ученье горьким зрится, но сладкий плод от него родится.
• Не сади дерева корнем кверху.
22. Из приведенных суждений выберите близкие по смыслу. В чем, по-вашему, проявляется эта близость? Чем суждения отличаются друг от друга?
• Образование не дает ростков в душе, если оно не проникает до значительной глубины (Протагор).
• Человек, обученный основательно, есть дерево, имеющее свой собственный корень, питающее себя собственным соком и поэтому постоянно (сильнее и сильнее со дня на день) растущее, зеленеющее, цветущее, приносящее плоды (Я. А. Коменский).
• Только тот постигал истину, кто внимательно изучал природу, людей и самого себя (Н. И. Пирогов).
23. В одной из школ возник спор о том, во имя чего следует хорошо учиться - ради знаний или ради хорошей оценки в журнале. Вот что говорили ученики.
Сергей. Мне лично все равно, что я получу по математике, истории или любому другому предмету. Мои оценки важны только для моих родителей. Конечно, мне не хочется портить с ними отношения. Приходится добиваться «четверок» и «пятерок».
Таня. При чем здесь родители? Просто самой приятно получать хорошие оценки. Гордость какую-то ощущаешь, уважаешь сама себя.
Алексей. А мои родители вообще в мой дневник не смотрят. Я ведь не для них, а для себя учусь. Мне ведь дальше своим умом жить, со своими знаниями. А оценки и случайными могут быть - мало ли какое настроение сегодня у учителя!
Кого вы могли бы поддержать в этом споре? Почему?
24. В нашей истории были времена, когда за убеждения и веру люди шли в тюрьмы и на казнь. А не так давно пришло другое время, когда некоторые стали ходить в храм не по вере, а отдавая дань моде. Одни верующие считают такое поведение кощунственным, другие рассматривают его как убогое и позорное. А как думаете вы?
25. В истории России часто рядом стоят имена государственных и духовных деятелей. Например, имя князя Дмитрия Донского и выдающегося духовного деятеля, мыслителя Сергия Радонежского, благословившего русских воинов на Куликовскую битву. Это свидетельствует о серьезном участии русского духовенства в политической истории страны. Подберите другие примеры, исторические и современные, иллюстрирующие это явление. Чем его можно объяснить?
Анализ текста
Луч света падает на спелую вишню. Он отражается по законам оптики и попадает в глаз человека. Энергия и частота колебаний световых волн зависят от физико-химического строения предмета. Поэтому отраженные волны, можно сказать, несут информацию о форме, величине предмета. Свет, попадая в наш глаз, претерпевает ряд серьезных преобразований. Они, в свою очередь, порождают определенные биоэлектрические импульсы, идущие по зрительному нерву в мозг. В зрительном центре мозга происходят соответствующие физико-химические изменения клеток, которые воспринимаются нами как цвет, форма или размер видимого объекта.
При этом между зрительным образом на сетчатке глаза и его восприятием в мозгу нет точного совпадения. Это происходит потому, что мозг на основании ранее накопленных знаний, полученного опыта корректирует чувственное восприятие. Известно, что одни и те же предметы воспринимаются по-разному людьми с неодинаковым личным социокультурным и производственным опытом. Так, экспериментально доказано, что верхолазы и обычные пешеходы, находясь на большой высоте, по-разному определяют размеры находящихся внизу предметов. Маленькие дети учатся определять расстояние до предмета, его размеры, расположение и форму на опыте, в практической деятельности. В результате такой деятельности координируются зрительные, звуковые восприятия в мозгу. В системе памяти как бы откладываются, записываются определенные стандарты и правила, корректирующие наше восприятие. Они меняются исторически в зависимости от социального и культурного опыта, личной практики.
Вопросы и задания к тексту
- О каком виде и форме познавательной деятельности идет речь в этом отрывке?
- Что мы узнаем о предмете в процессе этой познавательной деятельности?
- Благодаря чему, глядя на предмет, мы можем получить достоверную информацию о его свойствах?
- Чем вызваны различия в восприятии одного и того же предмета разными людьми?
Это интересно
Правила определения состоятельности силлогизма
Существует пять правил, с помощью которых можно определить состоятельность силлогизма. Если силлогизм не нарушает эти правила, то он состоятелен. А если нарушает хотя бы одно - силлогизм ошибочен.
Правило 1. Средний термин должен быть распределен по крайней мере один раз.
Правило 2. Если термин не распределен в посылках, он не должен быть распределен в заключении.
Правило 3. Из двух отрицательных посылок не может следовать ничего.
Правило 4. Если одна из посылок отрицательна, то заключение должно быть отрицательным.
Правило 5. Отрицательное заключение не может следовать из двух утвердительных посылок.
Определите состоятельность силлогизмов:
1. Все учебники скучны.
Все научные журналы скучны.
Все учебники являются научными журналами.
2. Все мечтатели обладают творческим воображением.
Ни один из мечтателей не является отличником.
Ни один отличник не обладает творческим воображением.
3. Кое-что из современной философии интересно.
Все интересное имеет ценность.
Ничто, что имеет ценность, не является никчемным.
Кое-что из современной философии не никчемно.
4. Некоторые зубы не белые.
Некоторые белые вещи не теряют своей белизны.
Некоторые зубы не теряют своей белизны.
5. Все буддисты - вегетарианцы.
Преподаватель философии - вегетарианец.
Преподаватель философии - буддист.
6. Некоторые учащиеся не являются медалистами.
Все, кто не является медалистом, не имеют льгот при поступлении в вуз.
Некоторые учащиеся не имеют льгот при поступлении в вуз.
7. Некоторые учащиеся являются медалистами.
Некоторые абитуриенты не являются медалистами.
Некоторые учащиеся являются абитуриентами.
8. Все медалисты имеют льготы при поступлении в вуз.
Все, кто имеет льготы при поступлении в вуз, наверняка будут зачислены.
Некоторые из тех, кто наверняка будет зачислен, не будут медалистами.
9. Некоторые учащиеся имеют хорошие оценки по философии.
Некоторые прогульщики не имеют хороших оценок по философии.
Некоторые учащиеся не являются прогульщиками.
10. Все медалисты имеют льготы при поступлении в вуз.
Некоторые абитуриенты не имеют льгот при поступлении в вуз.
Некоторые абитуриенты не являются медалистами.