Обществознание 11 класс Профессиональный уровень - Поурочные планы к учебнику Боголюбова Л. Н.
Межэтнические отношения и национальная политика - СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
Цели и задачи: 1) познакомить с уровнями межэтнических отношений, тенденциями в развитии межэтнических отношений, показать сущность межнационального сотрудничества, причины и природу межэтнических конфликтов, пути их предупреждения и преодоления, охарактеризовать основные принципы национальной политики Российской Федерации; 2) развивать умения осуществлять поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, осуществлять проектную деятельность; 3) формировать отношение к проявлению национализма, расизма, антисемитизма.
Оборудование: схемы, пакет документов.
Тип уроков: урок-анализ.
Ход уроков
I. Организационный момент
Н. А. Бердяев говорил: «Когда могущество государства и нации объявляется большей ценностью, чем человек, то в принципе война уже объявлена, все для нее уже подготовлено духовно и материально, и она в любой момент может возникнуть».
- Насколько прав философ? Не слишком ли пессимистическую картину он нам рисует?
О сложностях межэтнических отношений, тенденциях и проблемах национальной политики пойдет речь у нас на уроке.
Тема урока: «Межэтнические отношения и национальная политика».
План уроков
1. Межэтнические отношения. Основные тенденции развития межэтнических отношений.
2. Межэтническое сотрудничество. Межнациональные конфликты.
3. Регулирование межэтнических отношений.
4. Конституционные основы государственной национальной политики Российской Федерации.
II. Изучение нового материала
1. Межэтнические отношения. Основные тенденции развития межэтнических отношений
- Вспомните, что такое межэтнические отношения.
Мы выяснили, что проблема межэтнических отношений достаточно многоаспектна и сложна. Она включает в себя следующие вопросы:
• история и современная повседневная жизнь;
• духовный мир личности;
• культура;
• образование;
• социология;
• психология;
• экономические, политические, правовые отношения.
С середины XIX в. эту проблему исследует этнология - наука, изучающая процессы формирования и развития различных этнических групп, их идентичность, формы их культурной самоорганизации, их коллективного поведения, взаимодействия личности и социальной среды.
- К каким выводам пришли энтологи?
(По ходу объяснения на доске выстраивается схема.)
Ученые, исследовав природу развития межэтнических отношений, выявили, что для этнических процессов характерны две основные тенденции. Посмотрите на схему:
2. Межэтническое сотрудничество. Межнациональные конфликты
Межэтнические отношения могут быть дружественными, взаимоуважительными или, наоборот, конфликтными, враждебными. Нам следует проанализировать природу данных отношений.
Разделитесь на две творческие группы.
Первая группа на основании пункта 1 § 9 анализирует вопрос «Межэтническое сотрудничество».
Вторая группа на основании пункта 2 § 9 анализирует вопрос «Межнациональные конфликты».
Группы отвечают на вопросы и представляют результаты работы наглядно.
Вопросы и задания для первой группы
1. Как вы понимаете сущность термина «сотрудничество»?
2. В чем оно может проявляться?
3. Какие тенденции проявились в XX в.?
4. Приведите примеры, подтверждающие наличие этих интеграционных тенденций.
5. Какие последствия они имели? Проанализируйте позитивные и негативные последствия.
6. Как обстояло дело с процессами интеграции в Европе в последней трети XX в.?
7. Определите свое отношение к созданию и деятельности Европейского союза.
8. Участвует ли Россия в интеграционном процессе? В чем это выражается?
9. Выскажите свое суждение относительно степени участия Российской Федерации в процессах интеграции. Мнение аргументируйте.
10. В чем проявилась тенденция к дифференциации в современном мире? Как вы к этому относитесь?
11. Прокомментируйте высказывание К. Гельвеция: «Чем государства просвещеннее, тем больше они сообщают друг другу идей и тем больше увеличивается сила и деятельность всемирного ума».
Вопросы и задания для второй группы
1. Чем социальный конфликт отличается от конфликта между этническими общностями?
2. В учебнике приведены два определения межнационального конфликта. Какой из них вам кажется более объективным? Почему?
3. Назовите и проанализируйте основные причины следующих межнациональных конфликтов:
• территориальных;
• экономических;
• социальных;
• культурно-языковых.
4. Какие из перечисленных выше причин чаще всего провоцируют конфликтные ситуации? Мнение аргументируйте.
5. Как вы относитесь к проблеме сепаратизма? Проанализируйте его природу. Мнение аргументируйте.
6. Что такое ксенофобия? Проанализируйте ее природу. Приведите примеры данного явления.
7. Выразите свое отношение к данным явлениям.
(По ходу проверки работы на доске выстраивается схема.)
Межнациональный конфликт
3. Регулирование межэтнических отношений
В настоящее время в мировой науке и практике накоплен значительный опыт по решению национальных конфликтов, выработан широкий арсенал средств «тушения» межнациональных «пожаров»: от организации переговорного процесса до физического разведения враждующих сторон посредством введения миротворческих сил. Это зависит:
• от стадии самого конфликта (начало, кульминация или этап постепенного затухания противоборства);
• содержания конфликтного опыта;
• идеологических установок в национальном сознании;
• множества других факторов.
- В чем может выражаться позиция этнического превосходства?
- Почему идеи превосходства одних народов над другими до сих пор пользуются определенной популярностью?
- Каковы истоки фашистской идеологии и опасен ли фашизм в современную эпоху?
- Что способствует разжиганию конфликтов в отношениях между народами, а что - преодолению?
Перед вами документ. Внимательно его изучите и ответьте на вопросы.
Этика межнациональных отношений
Высший нравственный идеал требует, чтобы мы любили всех людей, как самих себя, но так как люди не существуют вне народностей (как и народность не существует вне отдельных людей)... то прямой логический вывод отсюда есть тот, что мы должны любить все народности, как свою собственную. <...>
Требование любить другие народности, как свою собственную, вовсе не означает психологической одинаковости чувства, а только этическое равенство волевого отношения: я должен так же хотеть истинного блага всем другим народам, как и своему собственному... Разумеется, такая этическая любовь связана с... пониманием... положительных особенностей... чужих наций, преодолев... бессмысленную и невежественную национальную вражду, мы начинаем знать и ценить чужие народности... Но эта «любовь одобрения» не может быть тождественна с тою, которую мы чувствуем к своему народу, как и самая искренняя любовь к ближним, этически равная любви к самому себе, никогда не может быть с нею психологически одинаковою. За собою, за своим народом остается неизменное первенство исходной точки» (B. C. Соловьев).
Вопросы и задания
1. Почему, говоря об отношении к другим народам, как к своему собственному, философ не ставил знака равенства между «психологической одинаковостью чувства» и «этическим равенством»? В чем тут различия?
2. Что означают слова «этическая любовь»? С чем она связана, как формируется, к чему ведет?
3. Что означают слова «любовь одобрения»? Почему она не тождественна с чувствами к своему народу? Какой известный вам моральный закон (норма, правило) лежит, согласно мнению B.C. Соловьева, в основе межнациональных отношений? Найдите в учебнике положение, близкое по смыслу нравственной позиции B.C. Соловьева.
4. Какие национальные конфликты в нашей стране вы считаете наиболее сложными? Почему? Существуют ли пути их решения?
5. Представьте, что вы работаете в правительстве и отвечаете за национальные отношения. Какие первоочередные шаги вы бы предложили сделать? (Примерный ответ. Смягчение и предотвращение конфликтных ситуаций путем регулирования межэтнических отношений. Гуманистический подход в реализации регулирования межэтнических отношений. Воспитание толерантности, которая будет определять сознание и поведение личности, групп населения, представителей властных органов. Применение правовых механизмов. Организация переговорных процессов. Информационный способ, общественный диалог. Поддержка политики многокультурности. Решение социально-экономических вопросов.)
4. Конституционные основы государственной национальной политики Российской Федерации
- Что вы понимаете под термином «национальная политика»?
- Какими факторами она определяется?
- В основе демократической национальной политики лежат:
• принцип уважительного отношения к людям, представляющим любую этническую общность;
• установка на сотрудничество и сближение народов.
Фундаментом национальной политики Российской Федерации является Конституция РФ.
Работая с текстом Конституции, ответьте на следующие вопросы:
1. Какие две установки политики в сфере межэтнических отношений содержит преамбула Конституции?
2. Проанализировав статьи 2, 13, 19, 26, 29, 68, определите, как Основной закон гарантирует права и свободы независимо от национальности?
3. Какой язык общения, воспитания и творчества зафиксирован для граждан РФ?
4. Какой язык считается государственным языком на территории РФ?
5. Существуют ли ограничительные статьи в области национальных отношений? Какие?
Работая с материалом учебника на с. 93, изучите «Концепцию государственной национальной политики российской Федерации» (1996) и проанализируйте принципы этой политики. Выскажите свое отношение к данному документу. Мнение аргументируйте.
III. Итог уроков
В документах ООН указывается, что толерантность является моральным долгом, правовой и политической потребностью, ведет от культуры войны к культуре мира; направлена на уважение и понимание многообразия культур; означает активное отношение к действительности, формируемое на основе признания универсальных прав и свобод человека. Опираясь на личный опыт, факты истории и современности, покажите, как принципы толерантности могут быть реализованы в межэтнических отношениях.
- Объясните, почему ныне особенно важно следовать принципам терпимости и уважения народов друг к другу, совместно преодолевать общие трудности.
Ученые полагают, что человечество, становясь все более взаимосвязанным и единым, не утрачивает своего этнокультурного разнообразия. Если вы согласны с этой точкой зрения, то подтвердите ее правильность фактами общественного развития XX в.; если не согласны - аргументируйте свои взгляды.
Анализируя основную тенденцию современной политики РФ в области межэтнических отношений, ученые полагают, что она состоит в переключении с национально-территориального направления на культурно-образовательное и культурно-просветительное.
- Как вы понимаете этот вывод ученых, разделяете ли вы эту точку зрения?
Домашнее задание
Выучите § 9, выполните задание. Подготовьте ответ на вопрос: как профессиональная деятельность историка, правоведа, экономиста может способствовать межэтническому сотрудничеству, предупреждению конфликтов?