Обществознание 11 класс Профессиональный уровень - Поурочные планы к учебнику Боголюбова Л. Н.
Этнос и нация - СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
Цели и задачи: 1) познакомить с основными признаки этноса и нации, со структурой национального менталитета, показать основные ценности русского народа, подтвердить примерами этническое многообразие современного человечества; 2) развивать умения работать с документами, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, участвовать в дискуссии; 3) формировать отношение к проблемам межнационального общения, к опасности национализма в межнациональных отношениях.
Оборудование: схемы, пакет документов.
Тип уроков: урок-исследование.
Ход уроков
I. Организационный момент
Одно селение располагалось в горах, где был родник с вкусной водой. Но эта вода была вредной для здоровья человека, и у всех, кто ее пил, на шее появлялись жировые складки, а головы поворачивались с большим трудом. Местные жители из поколения в поколение пили эту воду и все имели безобразные шеи.
Как-то раз в селение пришел человек из дальних мест. Его сразу же окружила толпа любопытных женщин. Они с изумлением разглядывали его шею и смеялись над тем, что она слишком тощая. Пришелец совершенно растерялся и, не стерпев, воскликнул: «Ну хватит! Довольно потешаться надо мной! Лучше на свои наросты посмотрите - вы просто уродки! Вам бы полечиться да вырезать эти опухоли! А вы смеетесь над моей худой шеей!»
Женщины еще сильнее расхохотались. Они показывали друг на друга и говорили, что все в деревне похожи и так было испокон веков. Они никогда не выходили за пределы своего селения и убедить их в уродстве подобной внешности было невозможно.
- О чем притча?
Философ Г. Лессинг был «убежден, что ни один народ в мире не одарен какой-либо способностью преимущественно перед другими. ..». Однако история человечества, как прошлая, так и настоящая, демонстрирует нам другие примеры... Попробуем исследовать понятия «этнос» и «нация» и рассмотреть сложные проблемы межнационального общения.
Тема урока: «Этнос и нация».
План уроков
1. Этническая общность и ее виды.
2. Этнос, нация и национальность.
3. Национальный менталитет.
4. Этническое многообразие современного мира.
II. Объяснение нового материала
1. Этническая общность и ее виды
В курсах истории вы уже рассматривали различные формы сплочения людей. Вспомните, о каких группах шла речь.
Прочитайте внимательно вступление к § 8 и ответьте на следующие вопросы:
- О чем говорит тот факт, что человечество в своем развитии проходило через различные формы сплочения людей (род, племя, народность, нация)?
- Охарактеризуйте первые формы сплочения - род и племя.
- Выявите предпосылки перехода к следующей форме сплочения людей - народности.
- Какую важную черту нового сообщества отмечают этнологи?
- Какие особенности имеет этот процесс?
- Когда и почему появляются нации?
(По ходу ответов учащихся на доске выстраивается схема.)
Этническая общность и ее виды
2. Этнос, нация и национальность
Ключевыми понятиями с точки зрения национальных и этнических отношений являются «этнос» и «нация». Понятие этнос в переводе с древнегреческого означает «племя», «народ». Нация в переводе с латыни тоже означает «племя», «народ. Однако в современном обществознании эти понятия не равнозначны. Определим основные черты и характеристики этих понятий.
Разделитесь натри группы, познакомьтесь с материалом учебника на с. 78-79, дополнительным материалом и выявите основные черты понятий «этнос» и «нация».
Первая группа - понятие «этнос».
Вторая группа - понятие «нация».
Третья группа - понятие «национальность».
Дополнительный материал для первой группы
Понятием этнос чаще всего обозначают социальные общности, склонные воспринимать и оценивать все жизненные явления сквозь призму своих традиций и ценностей.
Этнос обозначает предпочтение собственного образа жизни всем остальным. Каждая этническая общность обязательно фиксирует свои отличительные черты по отношению к другим общностям, с которыми она взаимодействует. Но чувство принадлежности к определенной этнической общности не всегда означает враждебность к другим человеческим общностям. Наряду с враждебностью между этносами (там, где в реальных отношениях преобладает конкуренция) встречаются и дружественность (там, где разные этнические группы сотрудничают друг с другом), и покровительственность, и многие другие чувства.
Там, где сфера общения этносов ограниченна, местные традиции и ценности неизбежно укрепляются. Интенсивное общение с другими этносами, если оно не носит конфликтного характера, снимает эту ограниченность, позволяет лучше понять как свою собственную, так и чужую культуру. Культурные контакты, не отменяя необходимости определенной этнической самоидентификации, облегчают преодоление чувства этнической исключительности и способствуют сближению народов.
Однако существует и другой подход к трактовке понятия «этнос». Ярким представителем этого подхода является российский мыслитель Л. Гумилев. С его точки зрения, этнос-это естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения коллектив людей, существующий как энергетическая система (структура), противопоставляющий себя всем другим коллективам. Специфика той или иной энергетической системы складывается на основе геобиоценоза, т. е. на основе общности тех географических и биологических сред, в которых проживает тот или иной этнос.
Этнос
«...Этнос - коллектив особый, противопоставляющий себя всем прочим коллективам. Этнос более или менее устойчив, хотя возникает и исчезает в историческом времени. Нет ни одного реального признака для определения этноса, применимого ко всем известным нам случаям: язык, происхождение, обычаи, материальная культура, идеология иногда являются определяющими моментами, а иногда нет. Вынести за скобку мы можем только одно - признание каждой особи: “Мы такие-то, а все прочие - другие”» Л. H. Гумилев).
Вопросы и задания к документу
1. Какие из указанных Л. H. Гумилевым признаков применимы при определении этноса?
2. Как Л. H. Гумилев предлагает подходить к определению этноса, если нет ни одного признака, применимого ко всем случаям?
3. Сравните гумилевскую характеристику этноса с той, которая дана в учебнике, и укажите, в каких отношениях они находятся: противоречат друг другу или, напротив, дополняют? Почему вы так думаете?
Дополнительный материал для второй группы
Понятие нация нередко употребляется как синоним народности. Однако в марксистской традиции, оказавшей большое влияние на формирование обществознания XX в., в определение нации добавляется еще один признак - общность экономической жизни. В марксистской традиции считается, что нация как исторически высшая форма этнической общности возникла в период становления капитализма и заметного усиления роли государства в общественной жизни.
Нация - это этническая общность людей, характеризуемая единством территории, исторических корней, экономической жизни, языка, культуры, этнического самосознания. Чтобы глубже уяснить специфику национальных общностей, необходимо подробнее рассмотреть признаки нации.
1. Единство территории следует понимать как компактность проживания нации в определенных пространственных границах, которая обеспечивает взаимодействие между индивидами и формирование на этой основе всех иных характерных для нации признаков.
2. Под общностью исторических корней следует понимать культурно-исторические условия формирования, единую судьбу нации, преемственность в традициях.
3. Практически для каждой нации характерен свой специфический уклад экономической жизни, акцент на производстве тех или иных товаров, использовании традиционных или инновационных технологий.
4. Представители нации говорят и пишут на одном языке, понятном всем членам нации. Существование в национальном языке диалектов хотя и привносит различия, но при этом, как правило, не создает серьезных языковых барьеров.
5. Единство культуры означает прежде всего наличие у каждой нации своего фольклора, традиций, обычаев, специфического уклада быта, а также особого строения психики у ее представителей.
6. Этническое самосознание указывает на наличие в сознании индивидов представлений об их принадлежности к нации, о месте и роли данного народа в истории, общих национальных интересах.
Нация
«Поистине нация не поддается никаким рациональным определениям... Бытие нации не определяется и не исчерпывается ни расой, ни языком, ни религией, ни территорией, ни государственным суверенитетом, хотя все эти признаки более или менее существенны для национального бытия. Наиболее правы те, которые определяют нацию как единство исторической судьбы. Создание этого единства и есть национальное сознание. Но единство исторической судьбы и есть иррациональная тайна. В этой точке национальное сознание погружается в глубину жизни, в недра исторической реальности, единой и неповторимой. <...> Национальное сознание... признает наших дедов и отцов, наших предков столь же живыми, как и нас самих, так и грядущих потомков наших. Жизнь нации, национальная жизнь есть неразрывная связь с предками и почитание их заветов» (Н. А. Бердяев).
Вопросы и задания к документу
1. Какие элементы нации называет Н. А. Бердяев? Почему, по его мнению, через них нельзя понять тайну нации? Что общего или, напротив, различного между бердяевским определением нации и тем, которое дано в учебнике?
2. Какое определение философ сам считает наиболее правильным?
3. Дайте ваше объяснение понятия «единство исторической судьбы». Почему Н.А. Бердяев видит в нем «иррациональную тайну»? Как он ее объясняет?
Вопросы и задания для первой группы
1. В каком значении употребляется понятие «этнос»?
2. Что оно обозначает?
3. Какой признак этноса считается основным?
4. Сравните два подхода к трактовке понятия «этнос». Какая из них вам кажется более убедительной?
Вопросы и задания для второй группы
1. Проанализируйте марксистский взгляд на понятие «нация».
2. Что такое нация?
3. Назовите и проанализируйте признаки нации.
4. Почему понятие «нация», по мнению многих ученых, не является строго научной категорией?
Вопросы и задания для третьей группы
1. На основании фактического материала, приведенного в учебнике на с. 79, выясните, что означает понятие «национальность».
2. Приведите примеры, подтверждающие понимание данного определения.
3. Как определяется этническая самоидентификация в большинстве демократических стран?
4. Как вы понимаете смысл высказывания Н. В. Гоголя: «Истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа»? Согласны ли вы с ним? Мнение аргументируйте.
3. Национальный менталитет
Для характеристики национальных особенностей народа, его культуры употребляется понятие национальный менталитет. Часто это понятие заменяют понятием национальный характер. Познакомимся с этими понятиями более подробно.
Прочитайте в учебнике текст на с. 79-81 и ответьте на следующие вопросы:
- Что такое национальный менталитет?
- В чем проявляется национальный менталитет?
- С чем связаны черты характера определенного народа?
- Согласны ли вы с выводом учебника: «Национальный менталитет - память о прошлом, обусловливающая поведение людей и помогающая им оставаться верными своим исторически сложившимся ценностям, традициям»?
- Приведите примеры, подтверждающие тезис относительно того, что национальный менталитет - явление хотя и устойчивое, но не застывшее.
- Каким образом на характер ментальности оказывают воздействие национальные традиции и ценности?
- Почему нельзя абсолютизировать традиции?
- Почему нельзя их игнорировать?
- Согласны ли вы с высказыванием академика Д. С. Лихачева: «Национальные черты нельзя преувеличивать, делать их исключительными»? Мнение аргументируйте.
- Что служит опорой в укреплении и сохранении традиций?
- Каковы, по мнению философа Ильина, главные ценности русского народа? Почему философ называет их сверхнациональными?
(По ходу ответов учеников на доске выстраивается схема.)
Национальный менталитет
Разбейтесь на четыре группы. Изучите материал о ментальности русского народа, проанализируйте его и выскажите свое мнение.
Материал для первой группы
1. На какие слагаемые понятия «Россия» обращает внимание богослов и философ Г. Федотов, пытаясь ответить на вопрос: где лицо России?
«Оно в золотых колосьях ее нив, в печальной глубине ее лесов. Оно в кроткой мудрости души народной. Оно в звуках Глинки и Римского- Корсакова, в поэмах Пушкина, в эпопеях Толстого. В сияющей новгородской иконе, в синих глазах угличских церквей. Оно в природной языческой мудрости славянской песни, сказки и обряда. В труде и поте великоросса, поднимавшего лесную целину и вынесшего на своих плечах “тягло государево”. В одиноком трудовом послушании и в “умной” молитве отшельника- пахаря, пролагавшего в густой чаще пути для христианской цивилизации. В дикой воле казачества, раздвинувшего межи для крестьянской сохи до Тихого океана. Оно в бесчисленных мучениях павших за свободу».
2. На какую особенность российской цивилизации указывает П. Я. Чаадаев?
«Россия - целый особый мир, покорный воле одного человека, именуется он Петром или Иваном, не в этом дело: во всех случаях одинаково это олицетворение произвола».
3. На какое важнейшее отличительное качество России, русской души указывает философ В.В. Розанов?
«Русский дух, как вы его ни хороните или как ни высмеивайте, все-таки существует. Это не непременно гений, стихи, проза, умопомрачительная философия. Нет, это манера жить, т. е. нечто гораздо простейшее и, пожалуй, мудрейшее».
4. Н. Г. Чернышевский («Апология сумасшедшего»): «Мы во все вносим идею произвола. Юридические формы и личные усилия для нас кажутся бессильными и даже смешными, мы ждем всего, мы хотим все сделать силою прихоти, бесконтрольного решения. Каждый из нас - маленький Наполеон или, лучше сказать, Батый».
Какая черта русского характера подчеркивается в этих словах?
5. А. С. Пушкин считал, что любимая поза русского человека - скрестив руки на груди, безучастно наблюдать за происходящим. Вы согласны?
6. П. Я. Чаадаеву принадлежит изречение: «Во Франции на что нужна мысль? Чтобы ее высказывать. В Англии? Чтобы привести ее в исполнение. В Германии? Чтобы ее обдумать. У нас? Ни на что! И знаете почему?»
Чаадаев оставил вопрос без ответа. А как бы ответили вы?
7. Писатель и философ Д. Мережковский в статье «Земля во рту» пишет: «Кнут не мука, а впредь наука. Палка нема, а даст ума. Нет того спорее, чем кулак по шее. Это в народной мудрости, и это же в сознании просвещенных людей. Это единственное русское. Не столько “идея”, сколько физиология - ощущение свободы как чего-то богопротивного, рабства как богоугодного. “Природа их такова, - говорит Аристотель о варварах, - что они не могут и не должны жить иначе как в рабстве”. В свободе - грешные, в рабстве - святые. Святые рабы. Святая Русь - земля святых рабов».
Согласились бы вы с рассуждениями Д. Мережковского?
8. Какие черты России, русского характера имеет в виду М. Волошин? Есть ли связь между «крутой властью» и отсутствием чувства меры?
...Ни в чем не знаем меры да средины,
Все по краям да пропастям блуждаем,
И нет нигде такого безнародья,
И власти нету более крутой...
Материал для второй группы
Роль географического фактора в формировании русского характера
Г. Федотов обратил внимание на смену географической родины, на освежение крови на новом месте.
1. Русь складывалась в условиях умеренного климата, разнообразия пейзажа. Равнины, леса, реки |
Гармоническое равновесие сил, способностей. Человек Киевской Руси близок к западному человеку |
2. Центр обитания смещается на север, северо-восток. Леса |
Пейзаж способствует уединению, религиозности, внутренней сосредоточенности, дисциплине |
3. Русские передвигаются на юг и северо-восток. Степь |
Бескрайность, безграничность пейзажа формирует такие качества, как широта души, легкость передвижения, любовь к воле, отсутствие внутренней дисциплины |
Н. Бердяев писал: «В душе русского народа остался сильный природный элемент, связанный с необъятностью Русской земли, с безграничностью русской равнины... Необъятность Русской земли, отсутствие границ и пределов выразились в строении русской души. Пейзаж русской души соответствует пейзажу Русской земли: та же безграничность, бесформенность, устремленность в бесконечность, широта».
Российские просторы: благо или проклятье?
1. Разнообразие климата, природы |
«Россия поставила нас лицом к лицу с природой, суровой и захватывающей, с глубокой зимой и раскаленным летом, с безнадежною осенью и бурною страстною весною. Она погрузила нас в эти колебания. Она дала нам почувствовать разлив вод, бездонность омутов, зной засухи, бурелом ветра. И души наши глубоки и буреломны, разливны и бездонны, и научились во всем идти до конца и не бояться смерти» (И. Ильин). Разнообразие природы (от Ледовитого океана до Каспия,..) стимулировало разнообразие переживаний, что вело к богатству русской культуры |
2. Огромность, широта земли |
«Эх, не выпить до дна нашей воли, Не связать нас в единую цепь! Широко наше Дикое поле, Глубока наша скифская степь» (М. Волошин. «Дикое поле»). Огромность земли влияла на общее психологическое самочувствие (простор и дали, размах и свобода). «Россия одарила бескрайними просторами, ширью равнин, вольно пронизываемых взором да ветром, зовущих в легкий, далекий путь. И просторы эти раскрыли наши души и дали им ширину, вольность и легкость, каких нет у других народов. Русскому духу присуща духовная свобода, внутренняя ширь» (И. Ильин) |
3. Богатство природных ресурсов |
Привычка к тому, что страна «богата и обильна», неуклонно ширится и растет, укрепила у русских убежденность в неистощимости ресурсов. Согласились бы вы с таким мнением: российская экономика самодостаточна (автономна): лесные богатства, черноземные земли, полезные ископаемые, все виды хозяйства - от полярного до субтропического; поэтому России нет необходимости завоевывать, воевать; она «мирна в сущности»? |
4. Сущность природы, климата |
Вынуждение к жесткой борьбе, требование формирования крупных, сильных, здоровых, энергичных, работоспособных и упорных |
5. Миграционные процессы |
Вечное движение русских отмечал В.О. Ключевский: русским было куда податься в случае неудачи. Отсюда «надежда на авось» как черта национального характера. «Охота к перемене мест» - слаба «любовь к родному пепелищу». Люди выкорчевываются с насиженных мест. Новые места - уже родные, но нет особой привязанности. Готовность унестись дальше. У русских легко прерываются традиции. Традиции уходят не вглубь, а вширь, радиусами, дорогами по окружности, расходятся в мировое пространство («море зовет», «Сибирь зовет», «космос зовет») |
Материал для третьей группы
Влияние особенностей социально-экономического строя на формирование русского характера
Вот какие связи выстроил Г. Федотов:
1. Впасть восточно-деспотического характера |
2. Военно-государственная необходимость |
государство и право существовали лишь в силу царской власти |
Рост царства, потом империи; в жертву приносились свобода и самоуправление |
Анархизм, терпение и покорность |
Самоотверженность, жертвенность |
На самоотверженность, жертвенность как русские черты указывал и поэт Ф. Тютчев в трактате «Россия и революция». Согласились бы вы с мнением, что столкновение двух черт - анархизма души и покорности, долготерпения - приводит к «бунту бессмысленному и беспощадному»?
Двойственность русской души отмечали поэты и мыслители:
Мы - зараженные совестью:
В каждом Стеньке –
Святой Серафим.
М. Волошин
«Русские бунтуют против государства или покорно несут его гнет» (Н. Бердяев).
«...Не разрешена еще проблема русского национального характера; ибо доселе он колеблется между слабохарактерностью и высшим героизмом. Столетиями его строили монастырь и армия, государственная служба и семья... Священная традиция России - вступать в час опасности и беды добровольцем, отдающим свое достояние и жизнь задело Божие, всенародное и отечественное» (И. Ильин).
Материал для четвертой группы
Особенности русского менталитета
Первое мнение
Западные философы, ученые проникали в тайны мира, расчленяя его рассудком на составляющие части для анализа под «философским микроскопом» |
Русским больше свойственно познание мира интуитивное |
Интерес к устройству мира |
Интерес к смыслу мира |
Второе мнение
«Русские - народ с величайшей коллективистской нравственностью, которому одновременно свойствен дефицит правосознания и дефицит того, что нужно назвать гражданской ответственностью».
Итак, коллективизм. Но при этом политическая индифферентность и правовой нигилизм, гражданское безучастие. Вот известные слова Л. Н. Толстого: «Русский народ всегда относился к власти иначе, чем европейские народы. Он никогда не боролся с властью и, главное, никогда не участвовал в ней, не развращался участием в ней. Русский человек всегда смотрел на власть как на зло, от которого человек должен устраняться. Легенда о призвании варягов вполне выражает отношение русских людей к власти»,
А о чем свидетельствуют известные поговорки: «Закон что дышло - куда повернешь, туда и вышло»; «Где суд, там и неправда»?
Третье мнение
Главное - русский максимализм, отрицающий третье, среднее состояние. Человек - поле борьбы сил света и тьмы. Душа или от дьявола, или от ангела. То же отношение к государству. Власть - или царство истины, или власть тьмы.
Каковы истоки такой полярности, двоичности мышления? Вот несколько точек зрения.
1. Источник двоичности сознания - в особенностях природы и хозяйственного развития России. Некрасов подметил эту полярность России: могучая и бессильная, убогая и обильная.
2. Источник дуализма русской души в расколе, который, по мнению Бердяева, проходил через русскую историю: раскол общества и государства, церковный раскол XVII в., раскол культуры образованных классов и народных низов...
Итак, особенность русского менталитета - двоичность сознания. Н. Бердяев выстраивал такие пары, характеризующие природу русского человека:
• смирение, отречение - бунт во имя справедливости;
• сострадание, жалость - жестокость;
• доброта, мягкость - склонность к насилию;
• деспотизм - анархизм, вольность;
• национализм, самохвальство - всечеловечность, универсализм;
• индивидуализм, обостренное сознание личности - безликий коллективизм;
• искание Бога, религиозность - внешнее благочестие или воинствующее безбожие.
Говоря о полярности мышления, Н. Бердяев отмечал способность русских доводить всякую идею до предела, до крайности и приводил примеры из творчества Ф. Достоевского и Л. Толстого.
«Боже! Боже! - в душе моей вечно стоял монастырь. Неужели же мне нужна была площадь? Брррр...» - писал философ В. В. Розанов.
Итак, колебания между «монастырем» и «площадью». Это человек. А общество, государство? Давайте задумаемся: выбирает ли российское общество ровный путь или колеблется между:
• тоталитаризмом и демократией;
• коллективизмом и индивидуализмом;
• идеализмом и прагматизмом;
• «волей к смерти» и «волей к жизни» и т. д.?
Какой ответ вам подсказывают факты истории и литературные примеры?
Философ Е. Н. Трубецкой писал: «Человек не может оставаться только человеком: он должен или подняться над собой, или упасть в бездну, вырасти в Бога или в зверя». Отсюда презрение к жизни земной, сиюминутной. Вот свидетельства русских мыслящих людей.
А. Чехов: «Для настоящего человечество будет жить только разве в раю, оно всегда жило в будущем».
H. Бердяев: «Лучшие, наиболее культурные и мыслящие русские люди XIX века не жили в настоящем, которое было для них отвратительно, они жили в будущем и прошлом».
Итак, настоящее, т. е. жизнь конкретного человека, ценности не имеет, это «удобрение для будущего царства справедливости». Откуда такой нравственный максимализм?
Четвертое мнение
Особенностями русского восприятия мира являются:
1. Сакральное отношение к власти: власть освящена, ее носитель - помазанник Божий.
2. Аскетический идеал. Единственное оправдание богатства - высокий социальный статус.
3. Нет восприятия себя как личности. Каждый субъект осознает себя лишь как частицу социальной общности.
4. Превосходство должного над сущим. Сущее - случайное, уходящее, поэтому неистинное.
4. Этническое многообразие современного мира
Ученые утверждают, что в мире не существует «чистой нации». Ведь история народов - непрерывный этногенез, т. е. процесс непрерывного возникновения и развития этнических общностей. Современное человечество представлено многообразием этносов. Не случайно обществоведы шутят: легче пересчитать звезды, чем этносы.
Для того чтобы можно было рассматривать этническое многообразие в определенной системе, специалисты предлагают классифицировать народы мира, например, следующим образом:
Географическая классификация: • народы Европы; • народы Азии; ♦ народы Африки; • народы Америки; • народы Австралии и Океании |
Языковая классификация (языковые семьи): • афразийская; • картвельская; • индоевропейская; • дравидская; • уральская; • алтайская |
Антропологическая классификация (расы): • европериды; • монголоиды; • негроиды; • австралоиды |
||
В этой связи особенно опасным становится явление, получившее название «национализм». Рассмотрим схему:
Национализм и его виды
- Встречали ли вы в своей жизни проявления национализма?
- Каково ваше отношение к нему? Позицию аргументируйте.
III. Итог уроков
Однажды встретились представители разных рас: белый, черный и желтый.
- Я самый красивый, - утверждал представитель европеоидной расы.
- Нет, самый красивый я, - утверждал монголоид.
- Да что вы спорите, самый красивый я, - вступил в спор негроид.
Спорили, спорили, но доказать ничего друг другу так ничего и не смогли.
- А давайте пойдем к Господу Богу, пусть он нас рассудит.
Так и сделали. Бог внимательно выслушал и сказал: «Как хорошо, что вы все разные...»
Из истории мы хорошо знаем, к каким катастрофическим последствиям приводят попытки внедрения в сознание людей расистских, нацистских идей. И не зря цивилизованный человек проверяет другого в том числе и по его отношению к другим нациям. Давайте твердо уверуем, что любой национализм, расизм, антисемитизм - это опасное заблуждение, преступная ложь, за которые мы отвечаем по закону.
Домашнее задание
Выучите § 8, выполните задания.