Обществознание 11 класс Профессиональный уровень - Поурочные планы к учебнику Боголюбова Л. Н.
Образование - ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА
Цели и задачи: 1) познакомить с особенностями системы образования в России, показать факторы влияния образования на функционирование и развитие общества, взаимосвязь образования и культуры, выявить и проанализировать тенденции развития образования в XXI в., главные задачи модернизации образования в России; 2) развивать умения осуществлять поиск необходимой информации, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, осуществлять исследовательскую деятельность; 3) формировать отношение к процессу образования.
Оборудование: схемы, пакет документов.
Тип уроков: урок-проблема.
Ход уроков
I. Организационный момент
У крестьянина перестал работать трактор. Все его попытки починить машину были напрасны. Наконец он позвал специалиста. Тот осмотрел трактор, попробовал, как действует стартер, поднял капот и все тщательно проверил. Затем взял молоток, прицелился, один раз ударил по мотору и привел его в действие. Мотор затарахтел, будто он и не был испорчен. Когда мастер подал крестьянину счет, тот, удивленно взглянув на него, возмутился:
- Как, ты хочешь сто монет только за один удар молотком!
- Дорогой друг, - ответил мастер, - за удар молотком я запросил только одну монету, а остальные девяносто девять монет я беру с тебя за мои знания, благодаря которым я исправил поломку, сделав всего лишь один удар по нужному месту.
Сегодня мы рассмотрим проблему соотношения личности, общества и образования.
Тема урока: «Образование».
План уроков
1. Личностная и социальная значимость образования.
2. Тенденции развития образования в современном мире.
3. Российское образование на пути модернизации.
II. Изучение нового материала
1. Личностная и социальная значимость образования
- Какие ассоциации вызывает у вас слово «образование»? Какие функции выполняет образование?
(Выслушиваются ответы учащихся, выстраивается схема.)
В Законе РФ «Об образовании» образование характеризуется как целенаправленный процесс воспитания и обучения, ориентированный на интересы человека, общества и государства.
Сегодня некоторые школьники говорят о том, что не следует столько сил и энергии тратить на получение образования. Мол, и без Пушкина прожить можно...
- Как вы думаете, в чем состоит личностная и социальная значимость образования. Представьте свою работу наглядно.
Презентация работы учащихся
Личностная и социальная значимость образования:
1. Личностный ориентир:
• человек - высшая ценность, а право на образование - один из главных прав личности;
• образование заставляет человека стремиться развивать и применять свои способности;
• это процесс педагогически организованной социализации личности;
• образование позволяет получить знания, умения, необходимые для успешной деятельности в различных сферах жизни;
• оно вводит человека в культурную жизнь человечества, приобщает его к главным плодам цивилизации;
• образование помогает индивиду точнее ориентироваться в сложных условиях современного бытия, определять свою гражданскую позицию;
• одним из показателей личностного и общественного значения образования является интеллектуальный капитал.
2. Социальный ориентир:
• получение образования в интересах общества и государства;
• забота об образовании - приоритетное направление демократических государств;
• образование положительно воздействует на социальные процессы;
• велика его роль в укреплении демократического общества и правового государства;
• образование способствует укреплению национальной безопасности;
• образование способствует экологической безопасности;
• образование укрепляет экономическую безопасность;
• образование необходимо для укрепления военно-технического потенциала страны.
2. Тенденции развития образования в современном мире
- Работая с пунктом 2 § 32, составьте список основных тенденций в развитии образования.
Основные тенденции в развитии образования
1. Главная тенденция - «в просвещении быть с веком наравне». Образование должно соответствовать мировому уровню общей и профессиональной культуры. В основе этой тенденции лежат четыре принципа:
• научиться познавать;
• научиться делать, работать, приобретать компетентность;
• научиться жить вместе, сосуществовать;
• воспитывать личность.
2. Демократизация образования - во многих странах ликвидирована неграмотность, массовое распространение получило среднее и высшее образование.
3. Рост продолжительности образования.
4. Непрерывность образования - работник должен быть способен к быстрым переключениям на новые или смежные виды работ.
5. Гуманизация образования.
6. Внимание к личности учащегося, индивидуальным особенностям.
7. Гуманитаризация образования - повышение роли гуманитарных дисциплин в учебном процессе.
8. Интернационализация образования - интеграция образовательных систем.
9. Компьютеризация образования - использование новых технологий обучения
- Какую из представленных тенденций вы считаете самой главной? С какой не согласны? Почему?
3. Российское образование на пути модернизации
Человечество не стоит на месте. Оно постоянно усовершенствуется, обновляется. Не стало исключением и система образования.
- Почему возникла необходимость в модернизации образовательной системы, которой мы так долго гордились?
(По ходу ответов учащихся выстраивается схема.)
Направления модернизации в современной школе:
• разработка государственных стандартов среднего и высшего образования;
• разработка новых учебных программ;
• подготовка нового поколения учебников;
• проведение ЕГЭ;
• осуществление профильного обучения в школе;
• развитие внешкольных форм образования;
• улучшение финансового обеспечения образования.
В системе образования продолжает оставаться множество проблем.
Предлагаю вам, ученикам, которые покидают школу, высказать свое аргументированное мнение относительно решения следующих проблемных вопросов:
1. С какого возраста начинать обучение в школе - с 5, 6 или 7 лет?
2. Сколько классов должна охватывать начальная школа - 4, 5 или 6?
3. Нужна ли профильная школа (10-11 классы)? Каким должен быть ее учебный план (например, нужны ли гуманитариям физика и математика)?
4. Целесообразно ли государственное решение об обязательном 11-летнем образовании.
5. Нужно ли переходить к 12-летнему обучению в школе?
6. Частная или государственная школа - что лучше?
7. Статус человека с дипломом.
III. Итог уроков
Проанализируйте данные диаграммы, свидетельствующие о мотивах получения высшего образования согласно опросам российской молодежи в 2003 г.
- Какие особенности данной социальной группы в нашей стране отражают эти данные?
Вернемся к проблемному вопросу нашего урока. Существуют две точки зрения на роль образования. Первая - образование трактуется исключительно как средство подготовки к будущему. Вторая - образование должно не только работать на будущее, но и обеспечивать возможность решения обучающимися значимых для них проблем здесь и сейчас.
Домашнее задание
Выучите § 32, выполните задания. Опираясь на свой опыт, сформулируйте в виде тезисов, что надо изменить в школе для того, чтобы она обеспечивала высокое качество знаний и учитывала интересы учащихся.