Обществознание 11 класс Профессиональный уровень - Поурочные планы к учебнику Боголюбова Л. Н.
Роль религии в жизни общества - ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА
Цели и задачи: 1) познакомить с сущностью религии, показать признаки религиозного сознания, роль религии в жизни общества, основные идеи каждой из мировых религий, объяснить сущность принципа свободы совести; 2) развивать умения анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами; 3) формировать отношение к религии, религиозному сознанию.
Оборудование: схемы, пакет документов.
Тип уроков: урок-исследование.
Ход уроков
I. Организационный момент
Одной из древнейших форм культуры является религия. Сложен и тернист был путь церкви в нашей стране. Сегодня интерес к религии чрезвычайно высок. В одной из телевизионных передач «Вечер с Познером» состоялась встреча с религиозными деятелями, на которой обсуждалась роль религии в современном обществе. Ведущий задал служителям культа вопрос: «10 заповедей Моисея существуют 2000 лет. Стало ли человечество меньше убивать, воровать?» В конце урока попробуем ответить на этот вопрос, определив место религии в духовной жизни человека.
Тема урока: «Роль религии в жизни общества».
План уроков
1. Религия как одна из форм культуры.
2. Роль религии в жизни общества.
3. Мировые религии.
4. Принцип свободы совести.
II. Изучение нового материала
1. Религия как одна из форм культуры
Слушая рассказ учителя, составьте план-тезисы.
Религия - это мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение, основанное на вере в существование Бога или богов, сверхъестественное.
Структура религии:
• религиозное сознание;
• религиозный культ;
• религиозная организация.
Сущностью религиозного сознания является иллюзорное удвоение мира, т. е. признание, наряду с реальными природным и социальным бытием, второго, потустороннего мира, в котором находят свое идеальное разрешение все противоречия земного бытия.
Атрибутом религиозного сознания выступает специально культивируемый нравственно-эмоциональный акт - акт веры.
Религиозная вера складывается:
1) из убеждения (веры) в истинности основ религиозного учения;
2) знания религиозных догматов;
3) признания и следования религиозным нормам нравственности;
4) обязательного соблюдения религиозных обрядов и предписаний.
Вера - свойство человеческого сознания, проявляющееся не только в религиозной, но и во многих других формах сознания.
Спецификой религиозной веры является ее объект - идея Бога, главная и самоценная идея, из которой выводятся все остальные. Трудно найти в истории человечества другую идею, которая могла бы сравниться с идеей Бога по продолжительности воздействия и комплексу ощущений, чувств и побуждений, которые с нею связаны.
Выделяют два уровня религиозного сознания:
• религиозную идеологию (систематизированное изложение религиозных догматов);
• религиозную психологию (религиозные представления и чувства верующих).
Главным признаком религиозного сознания является вера в реальность сверхъестественного.
Религиозный культ - это система символических действий, с помощью которых верующие стремятся воздействовать
на сверхъестественное. Для объединения верующих существуют религиозные организации и особая группа людей, духовенство, которая руководит культовыми действиями.
Основными организационными формами религии являются церковь и секты.
Церковь - иерархическая религиозная организация духовенства и верующих, основанная на общности религиозных догматов и культовой системы.
Секты - относительно небольшие по численности, замкнутые религиозные общины, не разделяющие взгляды господствующей церкви.
2. Роль религии в жизни общества
- Проведем небольшой эксперимент. Ответьте на вопрос: что такое религия лично для вас?
Как видно из ваших ответов, религия - один из способов найти ответы на философские вопросы: «Есть ли душа?», «Что лежит в основе поступков человека?», «В чем разница между добром и злом?»
Некоторые утверждают, что дополнительные силы человеку придавала уверенность в том, что он не один, что у него есть божественные покровители, которые приходят к нему в трудную минуту. Другие считают, что в мире остается множество непознанных вещей, тайну которых человек жаждет раскрыть, но не может этого сделать, а когда нет научных ответов на вопросы, их находят в религиозных представлениях и т. д.
Что же говорят обществоведы, рассматривая роль религии в жизни общества? Изучите и прокомментируйте схему.
3. Мировые религии
Религиозные нормы возникли в глубокой древности. Человек, полностью завися от природы, приписывал ее силам божественное происхождение. Первоначально объектом поклонения был реально существующий предмет - фетиш. Затем появляется тотем - растение или животное, которое человек считал своим предком и защитником. Тотемизм сменяется анимизмом - верой во всеобщую одушевленность природы. Затем среди сверхъестественных существ люди выделяют особенно могущественных богов. Появляются первые политеистические религии.
Таким образом, в своем развитии религия проходит четыре этапа:
1) вера в духов;
2) многобожие (политеизм) - вера в богов, высших существ, похожих на человека, но отличающихся от него могуществом и бессмертием, олицетворяющих все силы окружающей природы и осуществляющих высшее руководство различными видами деятельности;
3) переход от политеизма к монотеизму (единобожию);
4) выход религиозного культа за пределы одного народа.
Религии делят на три большие группы:
• родоплеменные верования;
• национальные религии (иудаизм, синтоизм, индуизм и др.);
• мировые религии: христианство, ислам, буддизм.
Признаки мировых религий:
1) громадное число последователей (христианство - около 1,4 млрд., ислам - около 1 млрд., буддизм - около 350 млн.);
2) космополитичный характер: эти религии выходят за рамки отдельных национальностей и государств;
3) эгалитаризм, проповедь национального и социального равенства;
4) пропагандистская активность.
Разбейтесь на три творческие группы, работая с пунктом 3 § 33, дайте характеристику-анализ мировых религий. Представьте свою работу.
Первая группа - буддизм.
Вторая группа - христианство.
Третья группа - ислам.
Презентация работы первой группы
Самой древней из мировых религий является буддизм. Он возник на рубеже VI-V вв. до н. э. в Индии, а затем распространился в странах Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока.
Основы буддийского вероучения:
• страдания правят миром;
• причиной страданий является сама жизнь с ее страстями и желаниями;
• уйти от страданий можно, лишь погрузившись в нирвану;
• существует путь, метод, посредством которого познавший истину может избавиться от страданий и достичь нирваны. Два пути спасения: хинаяна («узкая колесница») и махаяма («широкая колесница»).
Легендарный основатель этой религии Сиддхарта Гаутама, названный Буддой (Просветленный), разработал восьмиступенчатый путь достижения истины и приближения к нирване:
1) праведная вера;
2) истинная решимость;
3) праведная речь;
4) праведные дела;
5) праведная жизнь;
6) праведная мысль;
7) праведные помыслы;
8) истинное созерцание.
Цель буддизма - не обрести бессмертие, а избавиться от перерождения своей души (от кармы).
Презентация работы второй группы
Христианство появляется в I—II вв. в условиях развитого общества с острыми социальными противоречиями. Благодаря доступности своих догматов христианство получило самое широкое распространение в мире.
Основные положения вероучения:
• изначальная греховность человеческого рода (первородный грех Адама и Евы);
• божественная троица: Бог Отец (творец), Бог Сын (Иисус Христос, Спаситель) и Бог Дух Святой (личный опыт удостоверения в существовании Бога), существующие «нераздельно, неразлучно, но неслиянно»;
• богочеловеческая природа Иисуса Христа (сын смертной женщины и Бога);
• страдания Иисуса и его смерть на кресте как искупление грехов человеческих;
• воскресение Иисуса как залог спасения бессмертных душ праведников;
• вера в существование рая для праведников и ада - для грешников;
• вера во второе пришествие Иисуса Христа для суда над живыми и мертвыми, поощрения праведников и наказания грешников, установления Царства Божьего на Земле;
• культ страданий как повторение Страстей Господних;
• заповедь любви ко всему человечеству, полнейшее духовное смирение и самоуничижение.
Основными ветвями христианства являются:
1) православие;
2) католицизм;
3) протестантизм.
Презентация работы третьей группы
Ислам - самая молодая из мировых религий, возник в VII в.
Основателем является Мухаммед, лицо историческое.
Основные положения религии:
• нет Бога, кроме Аллаха, единобожие;
• человек не способен влиять на ход событий, все в руках Аллаха (идея предопределенности), вера в справедливость Аллаха;
• пророческая миссия Мухаммеда;
• молитва (намаз) пять раз в день;
• обязательный пост;
• хадж - паломничество в Мекку;
• обязательная милостыня бедным;
• джихад - борьба с неверными, сам пророк понимал джихад как духовную борьбу, а не войну с помощью оружия;
• вера в воскресение, Страшный суд, существование рая и ада;
• установление не только моральных, но и правовых норм (шариат - мусульманское право, основанное на Коране и Сунне).
- Что объединяет все эти мировые религии?
- Какие отличия между ними вы увидели?
4. Принцип свободы совести
Мы говорили о том, что в нашей стране происходит формирование гражданского общества. А значит, на первый план должна выйти проблема взаимодействия, диалога различных религиозных конфессий. Но религии отличаются друг от друга.
- Как найти общий язык?
Правовой основой разрешения всех противоречий может стать соблюдение принципа свободы совести.
- Что мы подразумеваем под понятием «свобода совести»?
Под свободой совести сейчас понимается право человека на автономию духовной жизни.
Работая с текстом Конституции РФ и материалом параграфа на с. 343-344, рассмотрите аспекты законодательства России по осуществлению свободы совести.
Итак, основные аспекты принципа свободы совести:
1. Принцип отделения религиозных организаций от государства предусматривает невмешательство государства во внутреннюю жизни религиозных организаций.
2. Светский характер государственного образования предполагает:
• равный доступ представителей всех религиозных конфессий и атеистов к получению гарантированного государством образования;
• запрещение любых форм религиозной и атеистической пропаганды в образовательных учреждениях;
• воспитание подрастающего поколения в духе толерантности к проявлениям инакомыслия.
3. Возможность свободно отправлять свой культ.
III. Итог уроков
- В чем вы видите причины особой популярности ранних форм религии в наши дни? Почему люди стали чаще обращаться к магам, хиромантам, астрологам?
- Существует мнение, что повышение процента верующих среди молодежи в нашей стране связано не столько с верой в Бога, сколько с привлекательностью обрядов венчания, крещения, причастия и т. д. А как думаете вы?
Прочитайте притчу.
У одной бедной женщины умер единственный сын. Убитая горем, она не смогла смириться с утратой и во что бы то ни стало хотела вернуть к жизни свое чадо. Соседи посоветовали ей обратиться к Будде, который вместе со своими последователями остановился в это время возле их деревни. Будда, выслушав историю женщины, обещал вернуть ей сына в том случае, если она принесет ему зерно из дома, где никто не умирал.
- Чем, на ваш взгляд, закончилась эта история? Какие выводы можно из нее сделать?
- Основатель какой религии произнес эту заповедь: «Не судите, да не судимы будете; ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?»?
- Какие положения данной религии можно выделить из приведенного отрывка? Какова основная мысль этого высказывания?
Прочитайте фрагмент из религиозного источника:
Хвала Аллаху, Господу миров;
Всемилостив и Милосерден Он один,
Дня судного один Он властелин.
Лишь пред Тобой колени преклоняем
И лишь к Тебе о помощи взываем:
«Направь прямой стезею нас,
Что Ты избрал для тех,
Кто милостью Твоею одарен,
Но не для тех, на ком Твой гнев
И кто в неверии блуждает».
- О какой религии идет речь? Какие мысли заключены в этом тексте? С чем могут согласиться люди, исповедующие другие мировые религии?
Домашнее задание
Выучите § 33, выполните задания.