Российское общество в начале XXI века - ОБЩЕСТВО, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ

Обществознание 6 класс - поурочные разработки к учебнику А. И. Кравченко

Российское общество в начале XXI века - ОБЩЕСТВО, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ

Цели и задачи: познакомиться с российским обществом как частью мирового сообщества, с изменениями в политической, экономической, социальной и духовной сферах российского общества; познакомить с термином кризис чтения.

Планируемые результаты: учащиеся научатся характеризовать Россию как часть мирового сообщества; исследовать изменения в политической, социальной, экономической и духовной сферах российского общества; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; овладеют принципом работы с учебником, в котором встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы; приобретут умения и навыки анализа проблемы, проведения дискуссии; научатся участвовать в эвристической беседе, дискуссии; работать с документами; выполнять проблемные задания; применять навыки работы в группе.

Формируемые УУД: метапредметные: развивать умения точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; осваивать навыки целеполагания, планирования, прогнозирования, оценки, саморегуляции; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; осуществлять поиск и выделение необходимой информации; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурировать полученные знания; анализировать результаты исследований, фиксировать их; личностные: формирование мотивированности и направленности на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; заинтересованности не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны.

Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.

Тип урока: анализ.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

Россия всегда была частью мирового сообщества. Давайте убедимся в этом.

Слайд 1. Древнерусское государство возникло на торговых путях, которые соединяли Скандинавию с Византийской империей и Арабским халифатом. Через нашу страну проходил путь “из варяг в греки”.

Слайд 2. Традиционные религии — православие, ислам, буддизм и иудаизм — пришли в нашу страну из других государств. Россия — многоконфессиональная страна.

Слайд 3. Россия спасла Европу от нашествия татаромонголов, возглавила освобождение Европы от владычества Наполеона, в 1945 г. наша армия спасла человечество от фашизма.

Слайд 4. Мы стали первой в мире державой, которая начала осваивать космос. Полет Юрия Гагарина 12 апреля 1961 г. открыл всем народам Земли возможность освоения Вселенной.

И этот список можно продолжить. В современной России наметились важные позитивные перемены во всех областях жизни.

— Что представляет собой наша страна в начале третьего тысячелетия?

— Какие проблемы нам необходимо решать сегодня? Предлагаю обсудить эти вопросы на нашем уроке.

Тема урока: “Российское общество в начале XXI в.”.

— Предположите, о чем мы будем говорить на уроке.

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ответы учеников.)

План урока

1. Россия как часть мирового сообщества.

2. Россия в начале XXI в.

III. Введение в новый материал

Мы с вами живем в России в начале XXI в. и можем изучать данную тему не только по учебнику и документам. Мы очевидцы, свидетели, участники исторических событий. Мы имеем возможность не только изучать, но и описывать эти исторические события. И это очень интересно. Будем решать проблемы дня сегодняшнего.

IV. Работа по теме урока

1. Россия как часть мирового сообщества

На прошлых уроках мы говорили о том, что народы Земли образуют мировое сообщество.

— Что такое мировое сообщество?

— Какой смысл вкладывают обществоведы в это понятие? (Ответы учеников.)

Следовательно, наша страна находится в постоянном взаимодействии со всем человечеством.

— Какова роль России в мировом сообществе?

Не надо несбыточных грез,

Не надо красивых утопий.

Мы старый решаем вопрос:

Кто мы в этой старой Европе?

— По каким законам развивается наша страна?

(Ответы учеников.)

Итак, мы выяснили, что Россия, так же как и другие страны, развивается по законам:

• ускорения развития общества;

• социального прогресса.

Задание: работая в парах, приведите примеры, доказывающие, что Россия действительно развивается по этим законам. (Проверка выполнения задания.)

2. Россия в начале XXI в.

— Что же представляет собой наша страна в начале XXI в.?

Проблемный вопрос. Авторы учебника утверждают, что Россия вступила в XXI в. динамично развивающимся обществом, в котором происходят важнейшие изменения в каждой сфере жизни:

• политической;

• экономической;

• социальной;

• духовной.

— Так ли это? Попробуем проверить объективность данного утверждения.

Задание для первой группы: работая с текстом п. 2 § 17 учебника, исследуйте и проанализируйте изменения, затронувшие политическую сферу жизни российского общества.

Задание для второй группы: работая с текстом п. 2 § 17 учебника, исследуйте и проанализируйте изменения, затронувшие социальную сферу жизни российского общества.

Задание для третьей группы: работая с текстом п. 2 § 17 учебника, исследуйте и проанализируйте изменения, затронувшие экономическую сферу жизни российского общества.

Задание для четвертой группы: работая с текстом п. 2 § 17 учебника, исследуйте и проанализируйте изменения, затронувшие духовную сферу жизни российского общества.

Вопросы для первой группы

— Какие изменения произошли с государственной власть в начале XXI в.?

— Какие изменения происходят в политических партиях России?

— Чем вызваны эти изменения?

— Какие политические партии лидируют в Государственной думе?

— Какая партия в нынешней России занимает ведущие позиции?

— Как сказывается факт конституционного большинства мест партии “Единая Россия” на состоянии нормативно-правовой базы страны?

— Почему процесс управления Россией является сложным?

— К каким последствиям приводит сложность процесса политического управления нашей страной?

— Выделите положительные и отрицательные последствия. Приведите примеры, подтверждающие справедливость ваших выводов.

Вопросы для второй группы

— Какие изменения претерпевает социальная сфера российского общества?

— Приведите примеры, подтверждающие ваши исследования:

а) доходов населения;

б) уровня жизни;

в) предоставления услуг;

г) приобретения жилья;

д) делового и познавательного туризма.

— Какие категории людей не обладают достаточно высоким уровнем жизни?

— Проанализируйте структурный состав российского населения: низший, средний и высший класс. Сделайте вывод.

— Исследуйте демографическую ситуацию в современной России на основании приведенных статистических данных и дайте ее оценку.

Вопросы для третьей группы

— Какие изменения произошли в экономической сфере российского общества?

— Благодаря чему Россия смогла преодолеть экономический кризис 2008 г. и его последствия?

— Назовите и охарактеризуйте главные отрасли экономики современной России.

— Какие проблемы существуют в экономическом развитии России?

— Чем они вызваны?

— Каковы перспективы экономического развития нашей страны?

Вопросы для четвертой группы

— Россия — многоконфессиональная страна. Какие изменения происходят в отношениях между представителями разных религиозных конфессий и государством?

— Прокомментируйте эти изменения.

— Докажите, что серьезные изменения претерпела сфера образования. Приведите примеры, подтверждающие ваши выводы.

— Как вы думаете, почему сегодня жители страны активно посещают музеи и консерватории, театры и кинотеатры?

— Чем вызвано сокращение посещения библиотек?

— Как вы думаете, почему сокращается влияние телевидения, Интернета?

— О чем свидетельствуют социологические исследования, проведенные в современной России?

— Что такое кризис чтения? Чувствуете ли вы его влияния на себе?

— Как вы относитесь к влиянию Интернета на духовную жизнь страны? Каковы его плюсы и минусы?

(Проверка выполнения задания.)

V. Подведение итогов урока

Вариант 1 (для обычных классов)

Итак, мы исследовали состояние всех четырех сфер жизни российского общества.

— В чем вы увидели сильные стороны нашего общества?

— Какие слабые стороны вы можете выделить?

— Можете ли уже сегодня принять участие в преобразовании нашего государства в лучшую сторону? В чем это может выразиться?

(Ответы учеников.)

Вариант 2 (для сильных классов)

Известный американский социолог и философ Иммануил Валлерстайн создал учение о степени включенности того или иного государства в мировое сообщество. Графически эту модель можно представить следующим образом.

Согласно его модели страны “ядра” составляют основу мирового сообщества. Они являются самыми сильными и могущественными государствами, с усовершенствованной системой производства, обладают большей долей мирового капитала, производят качественные товары, используются новейшие технологии и средства производства. Тип развития экономики — постиндустриальный с преобладанием непроизводственной сферы. Уровень жизни населения высокий, социальная дифференциация за счет роста среднего класса невысока, общество более стабильно в политическом отношении. Эти страны имеют решающее влияние в мировой политике, входят в большинство международных организаций. Крупнейшие корпорации этих стран создают филиалы по всему миру, прежде всего в развивающихся странах, опутывая финансовыми и товарными потоками весь мир. Они делают различные регионы мира зависимыми друг от друга.

Страны “полупериферии” занимают промежуточное положение между сильными и слабыми странами. Уровень развития достаточно высокий, тип экономики индустриально-аграрный, экспортируют товары промышленного и непромышленного назначения. Производство механизировано и автоматизировано, но большинство современных технологий заимствовано у стран “ядра”. Обладают высокими темпами роста ВВП и долей экспорта на мировом рынке. Политика динамична, набирает силы средний класс за счет увеличения доли в экономике среднего и малого бизнеса. Происходят процессы демократизации общества.

Страны “периферии” — отсталые и бедные государства, бывшие колонии, являются сырьевым придатком “ядра”. Экспорт представлен товарами только добывающей промышленности и сельского хозяйства, преобладающий тип экономики аграрно-индустриальный. Объемы ВВП незначительные, большая часть прибавочного продукта присваивается иностранным капиталом. Местная элита вкладывает деньги за пределами своего государства, поступает на службу иностранному капиталу и обслуживает только его интересы. Политические режимы нестабильны, часто происходят перевороты, постоянно возникают социальные и межэтнические или межрелигиозные конфликты. Высший класс не отделен от низшего широким слоем среднего класса. Правительства чаще всего являются диктаторскими, существуют и способны более или менее разумно управлять страной до тех пор, пока приходят иностранные инвестиции. Такие правительства нестабильны, они то и дело развязывают международные конфликты, внутренние войны и мятежи. Даже после революции новые правительства приходят к репрессиям, быстро показывают свою недееспособность. Демографическую ситуацию характеризуют разноречивые процессы: явление демографического взрыва, миграция из перенаселенных деревень в слаборазвитые города, т. е. ложная урбанизация, безработица. Уровень жизни населения очень низкий, душевой показатель ВВП — 100—200 долларов США на человека.

— К какому виду стран по модели Валлерстайна можно отнести Россию? Свое мнение аргументируйте.

Домашнее задание

1. Прочитать § 17 учебника.

2. Выполнить задания рубрики “Практикум”.

3. Задание на выбор.

• Написать мини-рассказ на тему “Моя школа в начале XXI в.”.

• Написать мини-рассказ на тему “Моя школа в конце XXI в.”.






Для любых предложений по сайту: [email protected]