Обществознание 6 класс - поурочные разработки к учебнику А. И. Кравченко
Российское общество в начале XXI века - ОБЩЕСТВО, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ
Цели и задачи: познакомиться с российским обществом как частью мирового сообщества, с изменениями в политической, экономической, социальной и духовной сферах российского общества; познакомить с термином кризис чтения.
Планируемые результаты: учащиеся научатся характеризовать Россию как часть мирового сообщества; исследовать изменения в политической, социальной, экономической и духовной сферах российского общества; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; овладеют принципом работы с учебником, в котором встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы; приобретут умения и навыки анализа проблемы, проведения дискуссии; научатся участвовать в эвристической беседе, дискуссии; работать с документами; выполнять проблемные задания; применять навыки работы в группе.
Формируемые УУД: метапредметные: развивать умения точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; осваивать навыки целеполагания, планирования, прогнозирования, оценки, саморегуляции; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; осуществлять поиск и выделение необходимой информации; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурировать полученные знания; анализировать результаты исследований, фиксировать их; личностные: формирование мотивированности и направленности на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; заинтересованности не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны.
Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.
Тип урока: анализ.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Мотивационно-целевой этап
Россия всегда была частью мирового сообщества. Давайте убедимся в этом.
Слайд 1. Древнерусское государство возникло на торговых путях, которые соединяли Скандинавию с Византийской империей и Арабским халифатом. Через нашу страну проходил путь “из варяг в греки”.
Слайд 2. Традиционные религии — православие, ислам, буддизм и иудаизм — пришли в нашу страну из других государств. Россия — многоконфессиональная страна.
Слайд 3. Россия спасла Европу от нашествия татаромонголов, возглавила освобождение Европы от владычества Наполеона, в 1945 г. наша армия спасла человечество от фашизма.
Слайд 4. Мы стали первой в мире державой, которая начала осваивать космос. Полет Юрия Гагарина 12 апреля 1961 г. открыл всем народам Земли возможность освоения Вселенной.
И этот список можно продолжить. В современной России наметились важные позитивные перемены во всех областях жизни.
— Что представляет собой наша страна в начале третьего тысячелетия?
— Какие проблемы нам необходимо решать сегодня? Предлагаю обсудить эти вопросы на нашем уроке.
Тема урока: “Российское общество в начале XXI в.”.
— Предположите, о чем мы будем говорить на уроке.
— На какие вопросы нам предстоит ответить?
(Ответы учеников.)
План урока
1. Россия как часть мирового сообщества.
2. Россия в начале XXI в.
III. Введение в новый материал
Мы с вами живем в России в начале XXI в. и можем изучать данную тему не только по учебнику и документам. Мы очевидцы, свидетели, участники исторических событий. Мы имеем возможность не только изучать, но и описывать эти исторические события. И это очень интересно. Будем решать проблемы дня сегодняшнего.
IV. Работа по теме урока
1. Россия как часть мирового сообщества
На прошлых уроках мы говорили о том, что народы Земли образуют мировое сообщество.
— Что такое мировое сообщество?
— Какой смысл вкладывают обществоведы в это понятие? (Ответы учеников.)
Следовательно, наша страна находится в постоянном взаимодействии со всем человечеством.
— Какова роль России в мировом сообществе?
Не надо несбыточных грез,
Не надо красивых утопий.
Мы старый решаем вопрос:
Кто мы в этой старой Европе?
— По каким законам развивается наша страна?
(Ответы учеников.)
Итак, мы выяснили, что Россия, так же как и другие страны, развивается по законам:
• ускорения развития общества;
• социального прогресса.
Задание: работая в парах, приведите примеры, доказывающие, что Россия действительно развивается по этим законам. (Проверка выполнения задания.)
2. Россия в начале XXI в.
— Что же представляет собой наша страна в начале XXI в.?
Проблемный вопрос. Авторы учебника утверждают, что Россия вступила в XXI в. динамично развивающимся обществом, в котором происходят важнейшие изменения в каждой сфере жизни:
• политической;
• экономической;
• социальной;
• духовной.
— Так ли это? Попробуем проверить объективность данного утверждения.
Задание для первой группы: работая с текстом п. 2 § 17 учебника, исследуйте и проанализируйте изменения, затронувшие политическую сферу жизни российского общества.
Задание для второй группы: работая с текстом п. 2 § 17 учебника, исследуйте и проанализируйте изменения, затронувшие социальную сферу жизни российского общества.
Задание для третьей группы: работая с текстом п. 2 § 17 учебника, исследуйте и проанализируйте изменения, затронувшие экономическую сферу жизни российского общества.
Задание для четвертой группы: работая с текстом п. 2 § 17 учебника, исследуйте и проанализируйте изменения, затронувшие духовную сферу жизни российского общества.
Вопросы для первой группы
— Какие изменения произошли с государственной власть в начале XXI в.?
— Какие изменения происходят в политических партиях России?
— Чем вызваны эти изменения?
— Какие политические партии лидируют в Государственной думе?
— Какая партия в нынешней России занимает ведущие позиции?
— Как сказывается факт конституционного большинства мест партии “Единая Россия” на состоянии нормативно-правовой базы страны?
— Почему процесс управления Россией является сложным?
— К каким последствиям приводит сложность процесса политического управления нашей страной?
— Выделите положительные и отрицательные последствия. Приведите примеры, подтверждающие справедливость ваших выводов.
Вопросы для второй группы
— Какие изменения претерпевает социальная сфера российского общества?
— Приведите примеры, подтверждающие ваши исследования:
а) доходов населения;
б) уровня жизни;
в) предоставления услуг;
г) приобретения жилья;
д) делового и познавательного туризма.
— Какие категории людей не обладают достаточно высоким уровнем жизни?
— Проанализируйте структурный состав российского населения: низший, средний и высший класс. Сделайте вывод.
— Исследуйте демографическую ситуацию в современной России на основании приведенных статистических данных и дайте ее оценку.
Вопросы для третьей группы
— Какие изменения произошли в экономической сфере российского общества?
— Благодаря чему Россия смогла преодолеть экономический кризис 2008 г. и его последствия?
— Назовите и охарактеризуйте главные отрасли экономики современной России.
— Какие проблемы существуют в экономическом развитии России?
— Чем они вызваны?
— Каковы перспективы экономического развития нашей страны?
Вопросы для четвертой группы
— Россия — многоконфессиональная страна. Какие изменения происходят в отношениях между представителями разных религиозных конфессий и государством?
— Прокомментируйте эти изменения.
— Докажите, что серьезные изменения претерпела сфера образования. Приведите примеры, подтверждающие ваши выводы.
— Как вы думаете, почему сегодня жители страны активно посещают музеи и консерватории, театры и кинотеатры?
— Чем вызвано сокращение посещения библиотек?
— Как вы думаете, почему сокращается влияние телевидения, Интернета?
— О чем свидетельствуют социологические исследования, проведенные в современной России?
— Что такое кризис чтения? Чувствуете ли вы его влияния на себе?
— Как вы относитесь к влиянию Интернета на духовную жизнь страны? Каковы его плюсы и минусы?
(Проверка выполнения задания.)
V. Подведение итогов урока
Вариант 1 (для обычных классов)
Итак, мы исследовали состояние всех четырех сфер жизни российского общества.
— В чем вы увидели сильные стороны нашего общества?
— Какие слабые стороны вы можете выделить?
— Можете ли уже сегодня принять участие в преобразовании нашего государства в лучшую сторону? В чем это может выразиться?
(Ответы учеников.)
Вариант 2 (для сильных классов)
Известный американский социолог и философ Иммануил Валлерстайн создал учение о степени включенности того или иного государства в мировое сообщество. Графически эту модель можно представить следующим образом.
Согласно его модели страны “ядра” составляют основу мирового сообщества. Они являются самыми сильными и могущественными государствами, с усовершенствованной системой производства, обладают большей долей мирового капитала, производят качественные товары, используются новейшие технологии и средства производства. Тип развития экономики — постиндустриальный с преобладанием непроизводственной сферы. Уровень жизни населения высокий, социальная дифференциация за счет роста среднего класса невысока, общество более стабильно в политическом отношении. Эти страны имеют решающее влияние в мировой политике, входят в большинство международных организаций. Крупнейшие корпорации этих стран создают филиалы по всему миру, прежде всего в развивающихся странах, опутывая финансовыми и товарными потоками весь мир. Они делают различные регионы мира зависимыми друг от друга.
Страны “полупериферии” занимают промежуточное положение между сильными и слабыми странами. Уровень развития достаточно высокий, тип экономики индустриально-аграрный, экспортируют товары промышленного и непромышленного назначения. Производство механизировано и автоматизировано, но большинство современных технологий заимствовано у стран “ядра”. Обладают высокими темпами роста ВВП и долей экспорта на мировом рынке. Политика динамична, набирает силы средний класс за счет увеличения доли в экономике среднего и малого бизнеса. Происходят процессы демократизации общества.
Страны “периферии” — отсталые и бедные государства, бывшие колонии, являются сырьевым придатком “ядра”. Экспорт представлен товарами только добывающей промышленности и сельского хозяйства, преобладающий тип экономики аграрно-индустриальный. Объемы ВВП незначительные, большая часть прибавочного продукта присваивается иностранным капиталом. Местная элита вкладывает деньги за пределами своего государства, поступает на службу иностранному капиталу и обслуживает только его интересы. Политические режимы нестабильны, часто происходят перевороты, постоянно возникают социальные и межэтнические или межрелигиозные конфликты. Высший класс не отделен от низшего широким слоем среднего класса. Правительства чаще всего являются диктаторскими, существуют и способны более или менее разумно управлять страной до тех пор, пока приходят иностранные инвестиции. Такие правительства нестабильны, они то и дело развязывают международные конфликты, внутренние войны и мятежи. Даже после революции новые правительства приходят к репрессиям, быстро показывают свою недееспособность. Демографическую ситуацию характеризуют разноречивые процессы: явление демографического взрыва, миграция из перенаселенных деревень в слаборазвитые города, т. е. ложная урбанизация, безработица. Уровень жизни населения очень низкий, душевой показатель ВВП — 100—200 долларов США на человека.
— К какому виду стран по модели Валлерстайна можно отнести Россию? Свое мнение аргументируйте.
Домашнее задание
1. Прочитать § 17 учебника.
2. Выполнить задания рубрики “Практикум”.
3. Задание на выбор.
• Написать мини-рассказ на тему “Моя школа в начале XXI в.”.
• Написать мини-рассказ на тему “Моя школа в конце XXI в.”.