Обществознание 6 класс - поурочные разработки к учебнику А. И. Кравченко
Ресурсы экономического развития нашей страны - ОБЩЕСТВО, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ
Цели и задачи: познакомить учащихся с ресурсами экономического развития нашей страны, с проблемой ограниченности ресурсов; выяснить задачи, стоящие перед российской экономикой в ближайшем будущем; познакомить с терминами и понятиями: ресурсы, капитал, ограниченность ресурсов.
Планируемые результаты: учащиеся научатся называть и характеризовать основные экономические ресурсы России; объяснять, как и почему происходит потеря ресурсов; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; овладеют принципом работы с учебником, в котором встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы; приобретут умения и навыки анализа проблемы, проведения дискуссии; научатся участвовать в эвристической беседе, дискуссии; работать с документами; выполнять проблемные задания; применять навыки работы в группе.
Формируемые УУД: метапредметные: развивать умения точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; осуществлять поиск и выделение необходимой информации; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; анализировать результаты исследований, фиксировать их; личностные: формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности; формирование мотивированности и направленности на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни.
Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.
Тип уроков: практикум.
Ход уроков
I. Организационный момент
II. Мотивационно-целевой этап
Один человек путешествовал и неожиданно попал в рай. Он бродил, наслаждался окрестностями, устал и лег спать под деревом желаний. Оно исполняло любые желания, и не было никакого промежутка между желанием и его исполнением. Когда он проснулся, то почувствовал сильный голод и подумал: “Я чувствую голод. Я бы хотел добыть немного пищи”.
И немедленно появилась пища. Прямо приплыла по воздуху. Он был так голоден, что не стал думать, откуда она взялась. Он сразу начал есть, а пища была так вкусна.
Потом, когда человек утолил голод, он взглянул вокруг. Теперь он чувствовал удовлетворение. У него появилась другая мысль: “Если бы только чего-нибудь выпить...”
В раю нет запретов — немедленно появилось прекрасное вино. Лежа в тени дерева и спокойно попивая вино, обдуваемый прохладным ветерком рая, он начал удивляться: “Что творится? Что происходит? Может, я сплю? Или здесь есть несколько привидений, которые разыгрывают шутки со мной?” И привидения появились. Они были ужасны, жестоки и отвратительны — именно такие, какими он себе их представлял. Он задрожал и подумал: “Сейчас они точно убьют меня”. И они его убили!
Вопросы к классу
— Как вы поняли смысл этой притчи?
— Какое отношение имеет притча к теме уроков?
(Ответы учеников.)
Тема уроков: “Ресурсы экономического развития нашей страны”.
— Предположите, о чем мы будем говорить на уроках.
— На какие вопросы нам предстоит ответить?
(Ответы учеников.)
План уроков
1. Экономические ресурсы.
2. Природные и людские ресурсы России.
3. Ограниченность ресурсов.
4. Потеря ресурсов.
5. Какие задачи стоят перед отечественной экономикой?
III. Введение в новый материал
— Может ли какое-либо общество существовать, не удовлетворяя материальные потребности людей?
(Ответы учеников.)
Развитие, движение вперед всегда требуют определенных ресурсов.
Задание: работая с текстом рубрики “Советуем запомнить!” на с. 152 учебника, познакомьтесь с понятием “ресурсы” и объясните его смысл.
(Проверка выполнения задания.)
Что представляют собой ресурсы экономического развития нашей страны? Какие проблемы в развитии ресурсов испытывает Россия? Какие задачи в ближайшем будущем встанут перед российской экономикой? Обсудим эти вопросы на наших уроках.
IV. Работа по теме уроков
1. Экономические ресурсы
Для производства жизненных благ люди используют ресурсы природы, свой труд и специальные приспособления. Все это называется факторами производства.
Ресурсы — денежные средства, ценности, запасы, возможности, источники средств, доходов (например, природные ресурсы, экономические ресурсы).
Экономисты различают четыре основных ресурса:
• земля;
• труд;
• капитал;
• управление.
Задание: работая с текстом п. 1 § 18 учебника, заполните таблицу “Основные ресурсы”.
Ресурс |
Характеристика |
Труд |
Трудовые ресурсы страны, т. е. люди, обладающие способностью производить товары и услуги и соответствующей квалификацией |
Земля |
Важнейший экономический ресурс включает в себя все, что дано природой: • полезные ископаемые; • леса; • поля; • пашни; • реки; • моря и т. д. |
Капитал |
Экономический ресурс в форме денег, т. е. денежный капитал, или средства производства |
Управление |
Управленческие и организаторские навыки, которые используются в процессе производства; принятие управленческих решений |
Информация |
Знания и сведения, накопленные человечеством и необходимые для его жизнедеятельности. Информацией можно обмениваться и торговать, как любым ресурсом |
(Проверка выполнения задания.)
Задание: используя сказку “Колобок”, примените полученные знания о видах экономических ресурсов.
(Проверка выполнения задания.)
(В ответах ребят было отмечено: чтобы испечь героя сказки:
• во-первых, пришлось найти того, кто бы это сделал, кто бы приложил свой труд, использовал свою рабочую силу;
• во-вторых, для начала производства надо было иметь муку, печь, дом (капитал);
• в-третьих, понадобился участок для дома, в котором все происходило (земля);
• в-четвертых, ничего бы не было, если бы дедке не пришла в голову идея испечь Колобок (предпринимательские возможности).
Дедка позаботился о работнике (нанял бабку), подумал о сырье (предложил поскрести по сусекам), о средствах производства (заранее вложил их в строительство дома с печкой), подумал о сбыте (съесть Колобок) и взял на себя весь риск от осуществления операции.)
— Как вы думаете, для чего человек тратит ресурсы и деньги?
(Ответы учеников.)
Человек тратит ресурсы и зарабатывает деньги с одной-единственной целью — удовлетворить свои материальные и духовные потребности.
2. Природные и людские ресурсы России
Наша страна является уникальной по богатству природных ресурсов.
Задание: работая с текстом п. 2 § 18 учебника, внимательно изучите состояние природных и людских ресурсов России, составьте кластер.
(По ходу проверки выполнения задания составляется кластер.)
— Согласны ли вы с мнением академика Н. Я. Петракова, который утверждал: “Источником экономического роста России является уникальный сплав ее природных богатств и интеллектуального потенциала”?
(Ответы учеников.)
3. Ограниченность ресурсов
Предлагаю вам сыграть в игру. Возьмите лист бумаги, разделите его на две части. С одной стороны напишите слово “хочу”, а с другой стороны — слово “могу”. В первую колонку запишите все то, о чем вы мечтаете. А во вторую — насколько вы в состоянии удовлетворить ваши желания.
(Ученики выполняют задание.)
Сравните эти списки и определите, почему вторая колонка короче.
(Ответы учеников.)
Наш эксперимент демонстрирует, что потребности наши не знают предела, тогда как возможности ограниченны. И нам постоянно приходится делать выбор между своими желаниями и возможностями.
Задание: работая с текстом п. 3 § 18 учебника, определите, о каких ограниченных ресурсах идет речь.
(Проверка выполнения задания.)
Сейчас я прочитаю вам сказку Владимира Сутеева “Яблоко”. Определите, о каких ограниченных ресурсах идет речь.
Стояла поздняя осень. С деревьев давно облетели листья, и только на верхушке дикой яблони еще висело одно-единственное яблоко. В эту осеннюю пору бежал по лесу Заяц и увидел яблоко. Но как его достать? Яблоко высоко висит — не допрыгнешь!
— Крра-крра!
Смотрит Заяц — на елке Ворона смеется.
— Эй, Ворона! — крикнул Заяц. — Сорви-ка мне яблоко!
Ворона перелетела с елки на яблоню и сорвала яблоко. Только в клюве его не удержала — упало оно вниз.
— Спасибо тебе, Ворона! — сказал Заяц и хотел было яблоко поднять, а оно, как живое, вдруг зашипело... и побежало.
Испугался Заяц, потом понял: яблоко упало прямо на Ежа, который, свернувшись клубочком, спал под яблоней. Еж спросонок вскочил и бросился бежать, а яблоко на колючки нацепилось.
— Стоп, стой! — кричит Заяц. — Куда мое яблоко потащил? Остановился Ежик и говорит:
— Это мое яблоко. Оно упало, а я его поймал.
Заяц подскочил к Ежу:
— Сейчас же отдай мое яблоко! Я его нашел!
К ним Ворона подлетела.
— Напрасно спорите, — говорит, — это мое яблоко, я его себе сорвала. Никто друг с другом согласиться не может, каждый кричит:
— Мое яблоко!
Крик, шум на весь лес. И уже драка начинается: Ворона Ежа в нос клюнула, Еж Зайца иголками уколол, а Заяц Ворону ногой лягнул. Вот тут-то Медведь и появился. Да как рявкнет:
— Что такое? Что за шум?
Все к нему:
— Ты, Михаил Иванович, в лесу самый большой, самый умный. Рассуди нас по справедливости. Кому это яблоко присудишь, так тому и быть.
И рассказали Медведю все, как было. Медведь подумал, подумал, почесал за ухом и спросил:
— Кто яблоко нашел?
— Я, — сказал Заяц.
— А кто яблоко сорвал?
— Как р-раз я! - каркнула Ворона.
— Хорошо. А кто его поймал?
— Я поймал! — пискнул Еж.
— Вот что, — рассудил Медведь, — все вы правы, и потому каждый из вас должен яблоко получить...
— Но тут только одно яблоко! — сказали Еж, Заяц и Ворона.
— Разделите это яблоко на равные части, и пусть каждый возьмет себе по кусочку.
И все хором воскликнули:
— Как же мы раньше не догадались!
Ежик взял яблоко и разделил его на четыре части.
Один кусочек дал Зайцу:
— Это тебе, Заяц, — ты первый яблоко увидел.
Второй кусочек Вороне отдал:
— Это тебе, Ворона, — ты яблоко сорвала.
Третий кусочек Ежик себе в рот положил:
— Это мне, потому что я поймал яблоко.
Четвертый кусочек Ежик Медведю в лапу положил:
— А это тебе, Михаил Иванович.
— Мне-то за что? — удивился Медведь.
— А за то, что ты нас всех помирил и уму-разуму научил!
И каждый съел свой кусочек яблока, и все были довольны, потому что Медведь рассудил справедливо, никого не обидел.
(Проверка выполнения задания.)
— А надо ли экономить то, чего на первый взгляд у нас достаточно, — воду, хлеб, электроэнергию? Отвернул кран — и из него бьет звонкая, прозрачная струя воды, лей сколько угодно! Щелкнул выключателем — и разольется по комнате яркий свет от электрической лампочки. Проголодался — на столе всегда румяный и душистый хлеб.
(Ответы учеников.)
4. Потеря ресурсов
Человек всегда был частью природы. Окружающая человека природа — это среда его жизни и деятельности. Сейчас из нашей природы навсегда исчезает в среднем один вид животных и растений в год. Происходит это незаметно, и большинство людей не знает о той бесценной утрате, которую понесло человечество. А ведь каждый вид — судьба живого на Земле. “Самый страшный зверь на Земле” — так гласит надпись на клетке при входе в один из западногерманских зоопарков. Когда заинтересованный посетитель прислонит свое лицо к массивным прутьям железной решетки и заглянет внутрь, он увидит самого себя, так как за решеткой установлено зеркало.
— Как вы думаете, о чем хотели предупредить человека владельцы зоопарка?
(Ответы учеников.)
Обществоведы утверждают, что исчерпаемые ресурсы бывают двух видов:
• восполнимые;
• невосполнимые.
Задание: работая с текстом п. 4 § 18 учебника, заполните таблицу (см. с. 176).
Исчерпаемые ресурсы |
|
восполнимые |
невосполнимые |
Леса, рыба, вода, почва. На месте вырубленного леса можно посадить молодые деревца. Отдохнувшее от посевов, как говорят агрономы, постоявшее под паром поле снова может стать плодородным. Очищенная вода возвращается в круговорот природы. Но чтобы восполнить эти ресурсы, необходимы труд и знания человека. Люди обязаны быть заботливыми хозяевами планеты |
Полезные ископаемые, которые образовались в толще земной коры много тысячелетий назад. Запасы нефти, газа, руд в недрах Земли ограниченны, хотя и кажутся неисчерпаемыми. Невосполнимые ресурсы не могут образоваться снова |
Неисчерпаемые ресурсы |
|
Солнечная энергия, энергия ветра, приливной волны. Именно эти ресурсы наиболее перспективны в наше время. Приливные электростанции есть во многих странах. В Нидерландах, издревле славившихся ветряными мельницами, теперь работают ветряные электростанции, а солнечные батареи можно увидеть и на космической станции, и на крыше какого-нибудь небольшого дома, хозяева которого решили пользоваться экологически чистой энергией. Пока солнце и ветер называются нетрадиционными источниками энергии |
— Приведите примеры расточительного отношения людей к природным ресурсам. При ответе используйте материалы учебника.
— Что вам известно о государственной политике в области использования экономических ресурсов страны?
(Ответы учеников.)
Задание: работая в группе, разработайте проект “Будь бережлив” или “Рачительный хозяин”.
(Проверка выполнения задания.)
5. Какие задачи стоят перед отечественной экономикой?
— Какие же задачи стоят перед отечественной экономикой в наши дни? Их очень четко определил Президент Российской Федерации В. В. Путин.
Задание: изучите и прокомментируйте схему.
— Вас не смутил тот факт, что в стратегических задачах речь идет лишь о человеке? Как вы думаете, почему?
(Проверка выполнения задания.)
V. Подведение итогов уроков
— Продолжите фразы.
1. Я понял (а)...
2. Я узнал (а)...
3. Я хочу...
(Проверка выполнения задания.)
Домашнее задание
1. Прочитать § 18 учебника.
2. Выполнить задания рубрики “Практикум”.
3. Задание на выбор.
• Сформулировать и записать свой кодекс бережного отношения к природным ресурсам России.
• Подготовить компьютерную презентацию на тему “Какими природными ресурсами богат мой регион”.